Система ниппель для попытки № 2

21.09.2011 • 15:04 1050

Система ниппель для попытки № 2

Чем может обернуться очередная фаза реформы ЖКХ

Власти активно лоббируют очередную программу модернизации жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) до 2020 года, представляя ее еще одной панацеей от всех бед. Мол, дома отремонтируют, и жильцам станет комфортнее и веселее.

Кстати, это уже вторая капитальная попытка навести порядок в сфере ЖКХ, где навести его при наличии нынешних подходов практически невозможно. Та самая первая попытка гордо именовалась Программой развития жилищно-коммунальной сферы в Казахстане на 2005-2007 годы, а закончилась она образованием так называемых кондоминиумов. С ходу понять, что это, многие не могли, но объяснить можно: то же самое, что и ваучер, только объект – не заводы и фабрики, а многоквартирный дом.

Попытка № 2 по модернизации ЖКХ заключается в том, чтобы полностью избавить государство от трат на наше жилище. В конечном счете, население должно взять на себя все расходы по обслуживанию домов. Вопрос лишь в том, насколько население готово это сделать, и готово ли вообще.

Дом отремонтировать – не речку перейти

Суть нынешней программы в том, чтобы до 2020 года освободить республиканский бюджет от трат на поддержание жилищного фонда в рабочем состоянии. Причем именно «в рабочем состоянии»: ни во времена СССР, ни тем более сейчас государство не могло и не хотело сделать инфраструктуру многоквартирных домов на таком уровне, чтобы жильцам было хорошо.

Государство готово дать большую часть денег на капитальный ремонт многоквартирных домов. При этом будут использоваться два механизма выделения средств.

Согласно первому механизму, деньги из республиканского бюджета пройдут через акиматы областей и городов в социально-предпринимательские корпорации (СПК). Расчеты с подрядчиками будут осуществлять СПК, а общее руководство процессом останется за акиматами. Причем СПК заплатят подрядчику 85% средств, остальную часть должны собрать сами жильцы.

Госденьги носят возвратный характер под 0,1% годовых на 7 лет. Именно на этих условиях потраченные деньги будут оформлены на жильцов в качестве кредита. Последние же станут ежемесячно отчислять средства на специальный сберегательный счет в банке (в районе 2-3 тыс. тенге), производя тем самым возврат потраченных СПК средств.

Согласно второму варианту, деньги придут в акиматы, которые обязаны капитализировать ими АО или ТОО со стопроцентным госучастием и предоставить им кредиты. Контроль за расходованием денег, как и при первом механизме, останется за акиматами. Так же, как и система возврата госденег.

В будущем место СПК займут банки второго уровня (БВУ) и микрокредитные организации, а по второму механизму – частные структуры ремонтно-строительного профиля.

Но и это еще не все. По словам замначальника управления жилья города Алматы Нурлана Туралиева, планируется ввести механизм будущих накоплений: жильцы, уже осуществляющие платежи за текущий капитальный ремонт, будут обязаны осуществлять накопления для проведения следующего капитального ремонта.

Для того, чтобы население не оказалось в слишком глубокой долговой яме, государство планирует позаботиться о малоимущих: пенсионерах, инвалидах и других категориях населения. Им выделят жилищную помощь в размере около 2 тысяч тенге ежемесячно.

Остальная часть населения должна оказаться «в ежовых рукавицах». Согласно программе, предусмотрен механизм принуждения тех, кто не хочет на добровольной основе участвовать в модернизации ЖКХ. Причем взыскание будет производиться в судебном порядке путем вынесения судебных приказов, даже если ответчик на суд не пришел. Как заявляют власти, это связано с тем, что ответчики зачастую уклоняются от суда.

К сожалению, сами жильцы не получат возможности мониторить процесс расходования ни госденег, ни средств, которые они соберут. «Меня просто бесит информация, которая поступает из СМИ, – говорит 45-летний житель Алматы по имени Арман. – Если человек не знаком с основами экономики, то у него может сложиться мнение, что все в Казахстане просто млеют от госпрограммы. На самом же деле жильцов просто хотят в очередной раз обмануть. Подумайте сами, сколько денег могут «распилить» акиматы, СПК или ТОО, пока они дойдут до ремонтников! Четверть, половину, или 75%? А нам, жильцам, придется возвращать все деньги».

Депутат мажилиса Серик Оспанов предлагает вспомнить, как жители Казахстана стали собственниками квартир. «Да, тогда были сложные времена, и государство отдало нам наши дома в том самом виде, в котором они тогда находились, то есть, говоря современным языком, без «предпродажной подготовки», – считает он.

Не на что опереться

Обычно, когда речь заходит о казахстанской реформе ЖКХ, многие в качестве позитивного примера приводят Россию. Мол, здесь не стали перекладывать на жильцов расходы по капитальному ремонту.

Однако, как показывает российский пример, все мы, и Россия, и Казахстан больны одним и тем же недугом: согласно незабвенному Виктору Черномырдину, пытаемся сделать как лучше, а получается как всегда.

Причем российское правительство пытается избавиться от расходов по уходу за многоквартирными домами в течение последних 15 лет. Если в Казахстане организовали так называемые кондоминиумы, то в России за основу взяли товарищества собственников жилья (ТСЖ).

Старт мощной госпрограммы был начат два года назад. Государство обязалось капитально отремонтировать дома и только потом передать в ведение ТСЖ. Вроде все чисто и понятно. Но результаты, согласно данным официальной российской статистики, не впечатляют: на сегодня в управлении ТСЖ находится менее 7% жилого фонда страны.

В конечном счете, тормозом стал сам характер процесса. Население восприняло последнюю кампанию как «коллективизацию-2», когда жильцов насильно затаскивают в ТСЖ, чтобы государство сбросило с себя обязательства по жилому фонду.

Государство, инициируя реформу, долго и упорно говорило о возможности выбора эксплуатирующей организации с последующим снижением расходов на содержание здания, повышением качества обслуживания и возможностью получения дохода от деятельности ТСЖ. В итоге оба этих преимущества в большинстве случаев оказались мнимыми.

Переход к новой схеме не всегда означает удешевление эксплуатации. Часто происходит обратное. В Москве в большинстве случаев переход к ТСЖ тоже означал повышение расценок.

И потом идея о возможности получения дохода от деятельности ТСЖ также оказалась реальной в теории и невыполнимой на практике. Конечно, ТСЖ могли получать деньги от сдачи в аренду свободных помещений в доме. Тогда как на практике все интересные площади, например, нежилые помещения на первых этажах, давно проданы или сданы в долгосрочную аренду муниципалитетами. По сути, члены ТСЖ получают в управление стены, помещения общего пользования, холлы и лестничные клетки, подвалы. То есть помещения, не приносящие дохода. Даже технические помещения в ряде случаев были проданы или сданы в аренду.

В Казахстане ситуация с кондоминиумами такая же. Такая же безрадостная.

И ТСЖ, и кондоминиумы слишком долго будут копить капитал на капремонт зданий. Есть и другая особенность, касающаяся объектов, подпадающих под их управление. И в России, и в Казахстане – это многоквартирные дома, в которых в среднем 280 квартир. Это большие, сложные с инженерной точки зрения объекты, управление которыми требует определенных компетенций.

Что делать?

Ответ на этот вопрос крайне банален: не спешить. По данным управления жилья города Алматы, сегодня из более чем 7 тыс. многоквартирных жилых домов 4,446 тыс. (57%) требуют проведения отдельных видов капитального ремонта. По всему Казахстану цифры на порядок выше.

И нынешнее отношение к КСК никакими кампаниями не изменить. Нужны не кампании, а планомерная политика, с четко прописанными преференциями для тех собственников, которые хотят самостоятельно управлять своим имуществом. Потребуются годы, чтобы выросло поколение ответственных собственников, а государство сформировало четкие правила игры на этом рынке.

Вместе с тем сама реформа идет из рук вон плохо. Так, например, в Карагандинской области в социально-предпринимательскую корпорацию «Сарыарка» в настоящее время обратились всего две управляющие компании, собравшие необходимые документы и готовые провести капитальный ремонт жилых домов. Это свидетельствует о неготовности кондоминиумов работать по тем схемам, которые предлагает государство.

Между тем, государство полно оптимизма. Согласно данным Агентства по делам строительства и ЖКХ, благодаря госпрограмме планируется за 10 лет отремонтировать 11624 дома. Доля нуждающихся в капремонте объектов должна снизиться с 32 до 22% к 2015 году, а к 2020-му – и вовсе до 10%.

Но прежде чем бросаться цифрами, необходимо решить главную проблему: запустить механизм доступного кредитования капремонта. В противном случае, жильцы будут осуществлять накопления в течение долгих лет. И чем дольше этот процесс затянется, тем более раздраженным и злым будет население.

Заметили опечатку? Выделите ее мышью и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

21.09.2011 • 15:04 1050

Поделиться
Новости партнёров
Loading...
  • Kapital.kz – информационное агентство, информирующее о событиях в экономике, бизнесе и финансах в Казахстане и за рубежом. Запрещается использование материалов Центра деловой информации Kapital.kz казахстанскими интернет-СМИ, несмотря на наличие гиперссылки на источник. Данным разрешением обладают исключительно информационные партнеры. Также не допускается перепечатка материалов делового портала Kapital.kz, которые прозвучали в эфире радиостанций, телеканалов, появились на страницах газет или были размещены на интернет-ресурсах, являющихся информационными партнерами Kapital.kz.
    Редакция Kapital.kz не всегда разделяет мнения авторов статей.

  • Яндекс.Метрика
    Система Orphus