USAID хочет обойти Казахстан через Кыргызстан
Транзитный потенциал Казахстана давно исследуется международными организациями. Так, региональный проект Агентства США по международному развитию (USAID) по либерализации торговли и таможенной реформе (RTLC) провел исследование по оценке эффективности транзитной системы в Центральной Азии.
Согласно исследованию, повышение деловой активности в Синьцзян-Уйгурском автономном районе (СУАР) Китайской Народной Республики и рост объемов торговли центральноазиатских стран с Западным Китаем неизбежно увеличат потребность во внутрирегиональной перевозке грузов между СУАР и Центральной Азией. В то же время загруженность крупных морских портов Восточного Китая и Европы приведет к увеличению потребности в транзитной перевозке товаров между Восточным и Центральным Китаем, Европой и Ближним Востоком.
Прогнозы развития транзита в РК
Важный фактор, который, несомненно, скажется на грузопотоках по рассматриваемым транспортным маршрутам – вступление Республики Казахстан в Таможенный союз. Согласно оценкам казахстанских экономистов, одним из макроэкономических эффектов для РК станет снижение объема импорта в 2010 году на 15%. Соответственно это отразится на реэкспорте китайских товаров из Кыргызстана в Казахстан. Реэкспорт в «южном направлении» чисто теоретически должен в небольшой степени увеличиться, а вот реэкспорт в «северном направлении» снизится вследствие новой таможенно-тарифной политики Казахстана, возможно, на те же 15%. В совокупности можно оценить снижение реэкспорта и импорта из КНР в Кыргызстан на 10% в 2010 году.
В то же время в исследовании говорится, что с учетом вступления Республики Казахстан в Таможенный союз, согласно пересмотренному прогнозу, средний ежегодный рост общего грузопотока составит 7% в период с 2010 по 2020 годы, при этом спад в 2010 году составит -15,9%, а средний ежегодный рост в период с 2011 по 2020 годы составит 9%.
По прогнозам RTLC, средний ежегодный рост общего транзитного грузопотока из Китая и других стран Дальнего Востока в страны ЦА через РК составит 10,4% в период с 2010 по 2020 годы; при этом, согласно расчетным прогнозным данным, рост в 2010 году составит 20,9%, а средний ежегодный рост в период с 2011 по 2020 годы составит 9,4%.
Возможно все
В течение последних десяти лет сухопутный мост через Казахстан (станция Достык) подтверждает свое устойчивое развитие. На сегодняшний день до трех контейнерных поездов ежедневно курсируют между различными пунктами назначения вдоль коридора, который имеет потенциал для дальнейшего развития, поскольку западные регионы Китая развиваются в рамках программы «Go West» (Вперед на Запад) и будут способствовать увеличению объемов торговли и перевозок. В связи с этим было предложено создание недостающего железнодорожного звена между Кашгаром (КНР) и Ферганской долиной, которое получило определенную политическую поддержку в Кыргызстане, Китае и Узбекистане, в результате чего был осуществлен предварительный технико-экономический анализ. Однако предлагаемый путь, составляющий 268 км, проходит через сложную гористую местность, а 49 км – через туннели.
Общая стоимость кыргызского проекта составляет около $2 млрд, что равняется 2 годовым бюджетам страны. Строительство железнодорожного участка на кыргызской стороне займет, по крайней мере, 6 лет. Оставшиеся 173 км железной дороги необходимо построить в Китае. Маловероятно, что строительство железной дороги осуществится в ближайшее время.
USAID в рамках проекта по либерализации торговли и таможенной реформе RTLC предлагает в качестве альтернативы рассмотреть возможность разработки мультимодального коридора через Кыргызстан, через который будут проходить преимущественно контейнерные перевозки.
По оценке USAID, эксплуатационные расходы по мультимодальному транспортному коридору могут быть относительно низкими вследствие значительного сокращения количества контролирующих операций на границах в сравнении со стандартными перевозками грузовым автотранспортом. Мультимодальные перевозки по данному транспортному коридору могут быть сравнимы по ценовым и затратным факторам с железнодорожными перевозками через казахстанские и российские железнодорожные коридоры, говорится в исследовании.