Из 49 тысяч приехавших в ВКО оралманов сейчас в регионе проживает лишь 25 тысяч. Все из-за многочисленных проблем, которые стали возникать в ходе реализации программы «Нурлы Кош».
– В последнее время поступают жалобы со стороны оралманов в отношении оформления документов, получения соответствующих пособий, жилья, – сказал глава региона Бердыбек Сапарбаев. – Особенно по вопросам жилищного благоустройства и сроков строительства жилых домов, качества квартир, в которые их заселили. К началу сентября должны быть ликвидированы все недостатки.
На вопрос о ходе реализации программы «Нурлы Кош» в Восточном Казахстане в минувшую пятницу на пресс-конференции в Институте анализа и прогнозирования ВКО ответил первый заместитель акима Восточно-Казахстанской области Серик Абденов.
– В Новоявленке предполагается строительство пяти тысяч домов, – рассказал он. – С Глубоковским и Уланским районами договорились о выделении сельскохозяйственных земель. В Курчатове реконструируются дома на 200 семей. Два дома закончено, два готовятся к сдаче. В этом году заселено 363 квартиры.
Строили явно не для себя
Но при сдаче квартир и домов в эксплуатацию были выявлены недочеты.
Дабы их устранить, к примеру, в поселке Новоявленка жилищная комиссия городского акимата обследовала все дома, где были нарекания по поводу их строительства. Фирма-генподрядчик ТОО «БытСтрой», по словам заместителя акима Усть-Каменогорска Дмитрия Ковригина, показала себя не лучшим образом. Заново пришлось закупать сантехнику, так как она была практически разворована. Проблемы с обеспечением в поселке Нурлы Кош водой и светом решили лишь недавно.
В Курчатове замечания были выявлены уже в ходе эксплуатации жилых помещений. Сейчас неполадки, по словам акима. Курчатова Александра Генриха, устранены. Специалисты из управления строительства области отметили слабую работу проектировщиков, за что те уже привлечены к административной ответственности.
Не хотят работать за «копейки»
Не решена и проблема с трудоустройством. Далеко не все приезжие хотят работать на стройке за оклад в 35-40 тысяч тенге. А чтобы появлялись накопления в банке на жилье, за которое им придется в конце концов расплачиваться, работа оралманам необходима. Потому их решено переучивать в рамках социальной программы подготовки и переподготовки кадров.
– В Курчатове часть граждан трудоустроена на коммунальные предприятия, часть мы задействовали в овощеводческих бригадах, – рассказывает Серик Абденов. – Были выделены земли Бескарагайского района и средства на закуп картофеля. В этом году произведены посадки, и граждане работают на полях.
В Усть-Каменогорске оралманы работают на городских предприятиях, часть этноиммигрантов занимается торговой деятельностью.
В текущем году в поселке Новоявленка по программе занятости оралманов задействуют в проектах по производству мяса.
Маловато будет?
Напомним, что с первого января текущего года все вопросы, касающиеся оралманов, переданы в ведение МВД. Но, как показывает практика, в управлении миграционной полиции ДВД ВКО не могут справиться со всеми свалившимися на них обязанностями. Число этноиммигрантов, прибывающих на историческую родину, с каждым годом становится все меньше.
По словам начальника управления миграционной полиции ДВД ВКО Нурлана Мукаева, на территорию ВКО с 1991 года прибыло 48255 оралманов. После ревизии архивных данных выяснилось, что из всех прибывших этноиммигрантов в регионе проживает лишь 25 449. В архиве хранятся личные данные лишь 9678 человек, получивших статус оралманов с 2005 по 2010 годы.
Перекантоваться негде
– В области необходимо открыть Центр адаптации и интеграции для оралманов, так как в распоряжении управления миграционной полиции для временного размещения вновь прибывших оралманов есть лишь трехкомнатная квартира, куда можно поселить лишь три семьи, – говорит Нурлан Мукаев.
К тому же, с Китаем нет соглашения о выезде наших соотечественников на ПМЖ в РК. Как следствие, получившие статус оралмана годами не могут вывезти членов своих семей из КНР. В особенности это касается детей. Казахи из Китая въезжают в РК лишь по частным приглашениям. А затем, получив вид на жительство и статус оралмана, едут к своим семьям и не всегда возвращаются.
Бюрократические препоны
В 2011 году этноиммигранты столкнулись с еще одной преградой – нотариусы не принимают нелегализованные документы, то есть оралманы должны вначале обратиться в посольство Китая для подтверждения действительности своих документов, затем в МИД РК для их легализации. Им не хватает на это ни денег, ни терпения. К тому же, оралманы плохо знают казахский язык, вообще не знают русский. Необходимо создать для них письменное руководство, где будет указано, куда обращаться за получением документов, пособий и так далее. На это требуется полтора миллиона тенге, которые бюджетом программы не предусмотрены. Изыскать их в управлении миграционной полиции не в силах.