Центральная Азия знакомится с опытом грузинских экономических реформ
В Тбилиси находятся делегации представителей государственных структур Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана. График рабочих встреч с понедельника по пятницу – плотный. Среди членов делегаций есть заместители министров, главы департаментов, представители президентских администраций. В общей сложности – около трех десятков чиновников, которые разбились на «группы по интересам». Эту поездку для них организовало Агентство международного развития США (USAID) в рамках программы по совершенствованию деловой среды. Гостей принимают в министерствах экономического развития и финансов Грузии, в мэрии Тбилиси и других структурах.
- Мы приехали познакомиться с реформами, которые Грузия провела в течение последних четырех лет, - говорит консультант проекта USAID по улучшению бизнес-климата в Казахстане Антон Зиновьев. - Это реформы в сфере налогообложения, в сфере получения разрешительных документов, в сферах регистрации юридических лиц и регистрации недвижимости. Цель нашего приезда – изучить этот опыт и оставить здесь свой. Возможно, мы сможем применить в своих странах удачные идеи, которые реализовала Грузия.
Об одном из таких аспектов корреспонденту «Капитал.kz» рассказала начальник управления бюджетного планирования Министерства экономики и бюджетного планирования Казахстана Раушан Пердебаева.
- Что интересует казахстанскую сторону в грузинских реформах?
- В рейтинге легкости ведения бизнеса Грузия занимает 25-е место, она намерена улучшать свой показатель с тем, чтобы войти в пятерку стран, которые создают бизнесу самые благоприятные условия. Грузинский опыт очень интересен для Казахстана, потому что у нас в этом рейтинге Всемирного банка низкий показатель, и в задачу правительства входит кардинально решить данную проблему. В Тбилиси нас знакомят с административными реформами. Вопрос, который интересует меня, – это реформа разрешительной системы, лицензирования, снятие барьеров для малого и среднего бизнеса, чтобы он развивался. В Грузии увидели проблему бизнеса, и там пошли ему навстречу - было снято очень много административных барьеров в виде разного рода лицензий, согласований, разрешений, которые искусственно создавали сложности.
- Как можно сравнить ситуацию в этой сфере в Грузии и в Казахстане?
- В Грузии заявителю нужно внести минимальный пакет документов, чтобы получить разрешение на строительство. При этом документы не нужно заверять нотариально. Единственное требование к уставному капиталу – чтобы он был выше нуля. Сокращены сроки выдачи разрешения. Сама процедура разбита на три этапа. Сначала рассматривают представленный проект на соответствие установленным параметрам, потом – экспертиза проекта, и затем – выдача разрешения максимум за 10 дней. А весь цикл занимает 60 дней. Если в ходе экспертизы возникают какие-то вопросы или сложности, то издается специальный приказ продлить рассмотрение документов еще на 15 дней. Это очень большой прогресс, потому что, как говорят грузинские коллеги, раньше такие процедуры занимали до восьми месяцев. Я считаю, что в Казахстане схожая система уже внедрена, потому что 6 мая принято постановление Правительства РК об упрощении процедур при выдаче разрешений на строительство. Раньше необходимые процедуры занимали 187 дней, а теперь – 59. То есть срок сократился более чем в три раза, и процедуры упрощены. Мы тоже сократили необходимый пакет документов и отказались от их нотариального заверения, а также смягчили требования к уставному капиталу.
- В таком случае, какой полезный опыт Вы можете позаимствовать в Тбилиси?
- В Казахстане строительная деятельность до сих пор полностью лицензируется. К лицензируемым видам деятельности относятся все этапы. В Грузии законом определены виды лицензируемой деятельности и разрешаемой. Есть исчерпывающий перечень, на какие виды деятельности и на какие виды услуг выдаются разрешения. Строительство отнесено к сфере разрешений. Вместо лицензий выдается просто разрешение, причем выдается оно не юридическому или физическому лицу, а на сам строящийся объект. То есть в процессе строительства могут меняться хозяева места строительных работ, собственники. Вот этот опыт можно рассмотреть. У нас в Казахстане разрешения законом не определены нигде, нет даже термина «разрешение». Я представляю Министерство экономики и бюджетного планирования Казахстана, мы являемся разработчиками закона о лицензировании, и у нас – схожие проблемы с грузинскими коллегами. В Грузии этот закон носит больше рамочный характер. Наш закон, на мой взгляд, – более прямого действия. Но и у них, и у нас есть проблемы в подзаконных актах. Это - правила и порядок лицензирования, которые определяют уже отраслевые министерства. Например, глава такого ведомства вводит более жесткие требования, в то время как экономическое министерство считает, что здесь необходим больший либерализм. Полезно обменяться опытом, как решаются такие проблемы в наших странах.
С тем, что реформы в Грузии действительно идут, соглашается эксперт администрации президента Кыргызстана Султанбек Усенов. Он отмечает, что перенимать позитивный опыт надо с осторожностью.
- Реформы в Грузии идут, но с некоторыми шероховатостями, - говорит г-н Усенов. - Еще есть издержки, и это понятно, потому что система полностью обновлена, и Грузия находится в начале пути. Но есть и другие аспекты. Грузия далеко пошла по пути децентрализации. Много полномочий передано местным органам власти, неправительственному сектору. Этот аспект требует дополнительного изучения, потому что в Центральной Азии другая специфика системы государственного управления. Вот почему просто перенимать грузинские реформы, несмотря на систему в целом, будет неправильно.