Азат Бектуров: «Надо стимулировать средства частных компаний»
АВТОР

19.06.2008 • 00:30 890

Азат Бектуров: «Надо стимулировать средства частных компаний»

О развитии авиационной отрасли Казахстана и планируемых со стороны государства нововведениях в эксклюзивном интервью «Капитал.kz» рассказал вице-министр транспорта и коммуникаций Азат Бектуров

- Какие компании на сегодня представлены в авиационной отрасли Казахстана, и какую долю рынка занимает каждая из них?

- Сегодня в республике работает много небольших компаний, поэтому сложно определить долю рынка каждой из них. Однако с уверенностью могу заявить, что около 76% всех пассажирских авиаперевозок занимает «Эйр Астана», порядка 20% - компания «Skat», и остальные 4-5% - другие мелкие компании. На регулярном внутреннем рынке авиаперевозки осуществляют семь компаний. В международном направлении у «Эйр Астаны» около 37% доли рынка. Сейчас планируется введение изменений в технические требования, предъявляемые к воздушным суднам, поэтому возможно уже в скором времени произойдут изменения в структуре рынка.

- Будет ли представлена в Казахстане компания «Аэрофлот»?

-Два-три года назад уже поднимался вопрос о том, чтобы российский национальный авиаперевозчик осуществлял маршруты в Казахстан. Однако вопрос не решился внутри Российской Федерации, в то время как компания «Трансаэро» сумела отстоять свое право эксклюзивно летать в Казахстан.

-Это как-то связано с ценовой политикой российского «Аэрофлота»?

-Абсолютно нет. У «Аэрофлота» очень большая сеть, поэтому, я думаю, казахстанцам было бы интересно воспользоваться его услугами. Но борьбу за право летать в Казахстан из России выиграла компания «Трансаэро», причем, несмотря на то, что это частная коммерческая авиакомпания. Ведь нам со своей стороны также было бы удобней работать с государственной компанией.

- Какой объем государственных инвестиций направлен на развитие авиационной отрасли республики?

- Государство вложило немалые средства в модернизацию аэропортов в городах Казахстана. Так, были реконструированы посадочные полосы астанинского, шымкентского, актауского аэропортов. На следующий год подобную модернизацию планируется провести в Кызылорде. В целом государству становится все тяжелее осуществлять инвестиционные вложения в авиационную отрасль, поэтому мы планируем взять курс на стимулирование инвестиций со стороны частных авиакомпаний. На сегодня в Казахстане почти все авиакомпании - частные, за исключением «Эйр Астаны», являющейся совместным предприятием холдинга «Самрук» и английской компании, с долей участия 51% и 49%, соответственно. Правительству необходимо обеспечить поле деятельности, обозначить четкие правила и разработать действенные механизмы стимулирования компаний приобретать современные воздушные судна. Эксплуатация старых самолетов – основная проблема казахстанской авиации. С помощью введения новых технических требований мы хотим заставить казахстанские авиакомпании отказаться от устаревших авиалайнеров, не соответствующих ни должному уровню безопасности, ни имиджу страны, ни экономической эффективности. Нужно создать условия и механизмы для приобретения частниками новых воздушных судов, ведь именно поэтому на сегодня и не развивается авиация Казахстана. Я думаю, что к 2010 году мы сумеем остановить данный процесс.

- Какую динамику развития демонстрирует в последние годы авиационная отрасль?

- В 2007 году количество пассажирских перевозок выросло на 42% по сравнению с 2006 годом. В первом квартале 2008 года, несмотря на замедление темпов роста казахстанской экономики и возникший банковско-строительный кризис, темпы роста составили 30%. Спрос демонстрирует стабильность, казахстанцы хотят летать, что является очень отрадным показателем.

- Большинство казахстанцев все же предпочитают пользоваться железнодорожным транспортом из-за высоких цен на авиабилеты. Строительство каких железнодорожных линий осуществляется на сегодня?

- Планируется строительство большой железной дороги Жезказган - Бейнеу, которая будет способствовать выпрямлению уже существующего маршрута с Востока на Запад. Это позволит сократить расстояние более чем на 40%. Это очень важно для сокращения себестоимости перевозимой продукции при осуществлении транзита с упомянутого направления. Реализуется также большой проект Хоргос –Жетыген, призванный открыть второй международный пограничный переход с КНР. Но самым главным проектом в железнодорожной отрасли я бы назвал проект, не связанный со строительством железных дорог. Это - электрификация железнодорожного сообщения. До 2015 года мы планируем электрифицировать около 2800 км. Проект, на самом деле, уникальный. Он заключается в том, что будет осуществлен переход с тепловой связи на электрическую, которая дешевле, современней и к тому же более экологична.

- Планируется ли обновление железнодорожного парка новыми поездами?

- У «Казахстан темир жолы» недавно был одобрен стратегический план по развитию железнодорожной отрасли. Согласно этому плану, предполагается увеличение тарифов. Цель такова, чтобы железнодорожная компания могла обновлять основные средства за счет прибыли и вкладывать эти деньги в развитие собственной инфраструктуры. Что касается приобретений, то хочу отметить, что недавно министр транспорта и коммуникаций Серик Ахметов в составе делегации Главы государства посетил Францию, где был подписан договор о поставках в Казахстан скоростных поездов «Вендалина». Французские поезда будут работать на коротких маршрутах, например, таких как Астана - Боровое, на которых авиаперевозки не осуществляются.

- Спасибо за интервью.

Узнавайте больше об интересных событиях в Казахстане и за рубежом.
Подписывайтесь на нас в Telegram

Заметили опечатку? Выделите ее мышью и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

транспорт Азат Бектуров

19.06.2008 • 00:30 890

Поделиться
Азат Бектуров: «Надо стимулировать средства частных компаний»
  • Центр деловой информации Kapital.kz — информационное агентство, информирующее о событиях в экономике, бизнесе и финансах в Казахстане и за рубежом. При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции. Редакция Kapital.kz не всегда разделяет мнения авторов статей. При нарушении условий размещения материалов редакция делового портала имеет право на решение спорных моментов в законодательном порядке.

  • Яндекс.Метрика
    Система Orphus