21% золотовалютных резервов в ипотечных облигациях США
Россияне долго верили в банковскую систему своей страны, неподверженную проблемам на мировых рынках. В сравнении с казахстанскими банками, отмечали аналитики, российские имеют небольшую долю внешних заимствований.
Однако Центральный банк РФ не так давно объявил о том, что к 1 января 2008 года разместил $100,8 млрд. из золотовалютных резервов страны в облигации крупнейших американских ипотечных агентств - Fannie Mae, Freddie Mac и Federal Home Loan Banks (FHLB). Об этом сообщила газета «Ведомости». В столь рисковые ценные бумаги был вложен 21% от общего объема золотовалютных резервов, или 37% от средств, вложенных в иностранные компании.
Между тем, вследствие ипотечного кризиса в США в середине 2007 года, агентства Fannie Mae, Freddie Mac и Federal Home Loan Banks понесли значительные убытки, а их акции на бирже заметно подешевели. Например, каждая акция Fannie Mae на Nyse еще в октябре 2007 года стоила больше $67, а в марте 2008-го - меньше $20.
Общий объем облигаций в обращении Fannie Mae, Freddie Mac и FHL составляет около $1,7 трлн. Это означает, что российский Центробанк контролирует около четырех процентов указанных бумаг и является одним из ключевых игроков на рынке. Доходность облигаций составляет примерно 2,1%.
Напомним, что золотовалютные резервы, которые с 2007 года называются в отчетах ЦБ международными, в течение последних лет почти постоянно растут. Особенно рост ускорился в последний год. Так, 1 января 2007 года резервы составляли почти 304 миллиарда долларов, а к 1 мая 2008 года - 534 миллиарда долларов.
Центробанк впервые признал наличие в своем инвестиционном портфеле американских ипотечных бумаг в феврале 2008 года. Точный размер инвестиций тогда не указывался, однако заместитель руководителя ЦБ Алексей Улюкаев утверждал, что их долю нельзя назвать незначительной.
Как рассказала нам Ольга Найденова, аналитик АО «Альфа-Банк» (Россия), вложение в облигации ипотечных компаний не несет больших рисков. Возможно, российский Центробанк решил вложить средства в облигации именно в тот период, когда стоимость по ним была невысокой, а доходность - более значительной. Но в отличие, например, от вложений в акции этих компаний, облигации несут не столь существенные риски.
А основным риском, считает источник, близкий к российскому банковскому сектору, может стать дефолт одного из агентств. При этом Центральный банк РФ может понести существенные убытки.
Fannie Mae — крупнейшее американское ипотечное агентство, оно спонсируется властями США. Во вторник рейтинговое агентство S&P опубликовало доклад, в котором говорится, что Fannie Mae несет убытки уже в течение трех кварталов подряд, в I квартале 2008 года они составили $2,2 млрд. Прогнозы прибыли в 2008-м и 2009 годах остаются пессимистичными, а убытки по кредитным инструментам достигнут новых максимальных значений в этом году.
Компания Freddie Mac - один из крупнейших источников финансирования ипотечных кредитов, заявила об увеличении убытков в I квартале и необходимости привлечения дополнительного капитала в размере $5,5 млрд. Ее убытки составили $151 млн., или $0,66 на акцию. Компания завершила аналогичный квартал прошлого года с убытками в размере $133 млн., или $0,46 на акцию. А по итогам IV квартала 2007 года убытки Freddie Mac достигли $2,5 млрд. Доходы компании увеличились с $694 млн. до $1,53 млрд.
Главный исполнительный директор компании Ричард Сайрон предупредил инвесторов о том, что трудности пока еще далеки от завершения, так как спад на рынке жилья продолжается. По его мнению, улучшения условий не стоит ожидать до конца текущего года. По мнению же главы Федеральной резервной системы Бена Бернанке (Ben Bernanke), рынок жилья достигнет дна только в начале 2009 года.
Federal Home Loan Banks — кооператив, состоящий из 12 региональных ипотечных банков США. Активы на 31 марта 2008 года составляют $1,32 трлн., ипотечный портфель равен $913 млрд.
Под горячую руку
Неприятности коснулись и банковской системы России. Так, по мнению S&P, если российский банк попадет в затруднительное положение, шансов вернуть деньги у его кредиторов мало.
Непредсказуемый характер системы банкротств, политические и деловые конфликты, практика вывода активов, неопределенность в отношении поддержки акционеров, а также относительно рискованный кредитный профиль банковского сектора — вот факторы нестабильности российских банков, считают аналитики S&P.
Законы позволяют Центробанку вмешиваться в деятельность банка только в случае острых проблем, таких как недостаток ликвидности или резкое падение чистых активов, пишут аналитики. Поэтому у проблемных банков есть время на вывод активов, а к моменту ликвидации средств, позволяющих рассчитаться по долгам, уже не остается.
Правовой режим банкротства в целом поощряет реорганизацию, а не ликвидацию — в ущерб интересам кредиторов. Если доходит до ликвидации, то процесс тоже идет не очень быстро. Например, процедура банкротства Инкомбанка, которая началась в 1998 году, завершилась лишь в декабре 2004-го, а ликвидация состоялась в июне 2005-го. Банк рассчитался с частными вкладчиками и госорганами, а остальным держателям необеспеченных обязательств выплатил лишь около 3,5% причитающихся средств, не вернув в общей сложности, по данным S&P, 43 млрд. рублей.
С 2002 года по февраль 2008-го в России было ликвидировано 113 банков, а требования кредиторов всех категорий были исполнены на 5,3%, институциональных же кредиторов, которые не получили обеспечения, — на 2,7%.
Даже если у банка есть акционеры, способные его поддержать, вероятность такой поддержки, с точки зрения S&P, не очень велика, так как в России владельцы обычно предпочитают поддерживать промышленные активы, а не банковские.