Всемирный банк удивлен тем, что Кыргызстан не проявляет активного участия в проекте по поставкам электроэнергии в Южную Азию. Надежды на привлечение добросовестного иностранного инвестора в энергетику горной республики, возможно, останутся таковыми. По данным Всемирного банка, в настоящий момент интерес к приватизации ряда энергообъектов в Кыргызстане проявляют только три игрока – крупные российская и американская компании и фонд Ага-Хана. Но интерес к передаче их в частные руки может возрасти с увеличением прозрачности этого процесса, а также в связи с реальным исполнением заявленной программы развития энергетической отрасли. Однако возможность и того, и другого вызывает у экспертов сомнения.
Как сообщил на днях эксперт офиса Всемирного банка в Кыргызстане Мирлан Алдаяров, ВБ намеревался материально поддержать правительство горной республики в проведении международного аудита энергокомпаний, их инвентаризации и оценке прибыльности. С просьбой к международному финансовому институту о помощи в разгосударствлении вышеуказанных объектов обратились из кабинета министров. ВБ был готов выделить на это около $3 млн.
Часть озвученной суммы предполагалось направить на наем юристов международного класса. «У нас складывается впечатление, что на переговорах с большими иностранными компаниями Кыргызстан может находиться в более слабой позиции, потому что не располагает возможностью пользоваться услугами высокооплачиваемых специалистов в этой сфере», - говорит Мирлан Алдаяров. Но после смены премьер-министра правительство приняло решение обойтись без помощи Всемирного банка. Вместо международных аудиторов к оценке энергообъектов была привлечена местная компания.
Вместе с тем во Всемирном банке считают, что для успешного развития энергетического сектора в Кыргызстане требуется выполнить несколько условий. В частности, оградить управление компаниями от политического вмешательства, сделать более прозрачным процесс отбора на работу менеджмента, проводить ежегодный аудит с исправлением тех или иных выявленных в результате него недостатков. Однако данные рекомендации в Кыргызстане исполнять не торопятся. Что, в свою очередь, сказывается на инвестиционной привлекательности энергообъектов. При этом, как выясняется, Всемирный банк рекомендовал правительству рассмотреть возможность передачи энергообъектов в концессию. Тем не менее, кабинет министров более склонен к продаже пакетов ценных бумаг.
Большой интерес инвесторов к энергосектору Кыргызстана, как предполагается, может вызвать экспорт электроэнергии из Кыргызстана в Пакистан. Этот проект продвигается международными финансовыми институтами, включая тот же Всемирный банк, а также Азиатский и Исламский банки развития. Проект, по мнению многих экспертов, является высокоприоритетным для Пакистана и несет в себе большую выгоду для кыргызской стороны. Он позволит горной республике освоить новый рынок сбыта электроэнергии по более высоким ставкам, чем закупает Узбекистан, и обеспечить Баткенскую и Ошскую области электроэнергией, избавившись от зависимости от энергетической системы соседствующей страны. Чистая прибыль от продажи энергии в Пакистан составит 2 цента за киловатт/час при минимальном тарифе 5 центов за киловатт/час.
Душанбе, который считается основным игроком в проекте, заинтересован в участии Кыргызстана в связи с тем, что Таджикистану пока не хватает собственной энергии. Однако Бишкек, несмотря на явные выгоды, не проявляет активной заинтересованности в реализации проекта. По оценкам экспертов, это может вылиться в то, что Кыргызстан окажется исключенным из этой инициативы.
Экспорт электроэнергии в Пакистан, как предполагается, будет осуществляться в летнее время, когда в горной республике наблюдается переизбыток электроэнергии в связи с увеличением сброса в страны, лежащие ниже по течению. Зимой же линия, которую собираются построить в Таджикистан, будет служить исключительно для обеспечения электроэнергией местных потребителей. Но, судя по всему, этот проект для Кыргызстана останется только проектом.