Сложности на ритейл не влияют
АВТОР

15.05.2008 • 01:03 1021

Сложности на ритейл не влияют

В Казахстане создается сеть торгово-развлекательных центров

Потребительский рынок Казахстана движется в направлении качественного развития. Если еще десять лет назад предпочтение отдавалось слабо организованным формам торговли в виде стихийно возникающих рынков с предложением товара сомнительного качества и производства, то сегодня потребитель становится более требовательным и взыскательным. Бренд, ассортимент товаров, качество и дополнительные услуги в сфере торгового обслуживания становятся одними из основных критериев при принятии решения о покупке. Рост покупательной способности населения породил спрос на товары и услуги не только из цели удовлетворения первичных потребностей, но и с целью более эстетичного и грамотного подхода к процессу приобретения товаров и услуг. В последнее время в республике наметился процесс активного перехода к организованным формам торговли: началась реконструкция старых рынков, строительство и введение в эксплуатацию современных  крупных торговых и развлекательных центров. По данным Национального банка РК, прямые иностранные инвестиции в сферу торговли составили $1253,4 млн. в 2007  году, что в 4 раза превышают показатель 2005 года.

Деньги - строительство – ритейл

На сегодня в Алматы существуют такие крупные торгово-развлекательные центры, как «Мега Алма-Ата», «Рамстор», «SilkWay», «SilkWayСity», «Ритц-Палас», «Promenade», «СityPlus», «Maxima» и другие. Тем временем в Алматы, Астане и Костанае планируется создание новой сети торгово-развлекательных центров «Asia-park» и «Mart». 

К реализации проектов приступила девелоперская компания «Arcada», специализирующаяся на предоставлении услуг в области девелопмента недвижимости и управляющая сетью торгово-развлекательных центров в Казахстане. Как рассказал коммерческий директор компании Сергей Вдонин на пресс-конференции, посвященной презентации сети, «Arcada» владеет действующими торговыми комплексами в двух городах Казахстана: Караганде и Костанае. Концепция, которой придерживается компания, - это совмещение приятного и удобного процесса покупок с их доступностью широкому кругу потребителей, а также сотрудничество с арендаторами, ориентированными на массового покупателя.

Открытие объекта в Астане запланировано на 1 апреля 2009 года, в Алматы – в ноябре 2009 года, в Костанае – в марте 2010 года. Срок окупаемости проектов составляет 5-7 лет. Площадь торговых центров варьируется от 25 000 до 45000 кв. м. Процессы разработки и создания проектов были освещены с трех сторон: со стороны девелоперов, закладывающих идеи, концепции и технологические начинки проектов, представителей банка - источника финансирования, и розничного оператора, работающего для конечного потребителя. Деньги - строительство – ритейл, именно такую цепочку выстроили организаторы.

На развитие проектов кредитную линию в размере $30 млн. компании предоставил «БанкЦентрКредит». Средства, выделяемые банком, идут на строительство объекта «Asia-park» в Астане, на финансирование объектов Алматы и Костаная денежные средства банка не привлекались.

Основными арендаторами площадей новых торгово-развлекательных центров  станут российские и международные сети ритейла. На данный  момента компания «Arcada» подписала договор о сотрудничестве с российской федеральной сетью гипермаркетов «Вестер», работающей на рынке ритейла более 17 лет. Объекты федеральной сети представлены в регионах России, Беларуси, Украины и Казахстана. 

Первый гипермаркет «Вестер» в Казахстане общей площадью 5500 кв. м был открыт в сентябре прошлого года в Караганде.

По поводу построения бизнеса в Казахстане компания настроена оптимистично и решительно. Так, в 2008 году планируется открыть  еще восемь объектов российского гипермаркета: шесть - в Алматы и два -  в Астане. Всего на развитие торговых объектов компания планирует инвестировать сумму в размере $38,7 млн. К 2009 году сеть гипермаркетов российской компании намечено расширить в таких городах Казахстана, как Актау, Атырау, Уральск, Актобе, Кокшетау, Усть-Каменогорск, Павлодар и Шымкент. Привлекательность казахстанского рынка для российского оператора директор по развитию бизнеса «Вестер-Казахстан» Алмат Шанкибаев объяснил наличием в республике свободных торговых площадей, грамотных девелоперов и общей тенденцией развития казахстанского потребительского рынка.  

Здоровая конкуренция

Для оценки насыщенности рынка страны торгово-развлекательными центрами, г-н Вдонин привел показатели количества квадратных метров торгово-развлекательных комплексов на тысячу человек. По словам специалиста, в Европе данный показатель составляет около 500-600 кв. м на 1000 человек. По Казахстану в среднем он составляет 120-150  кв. м на 1000 человек, что демонстрирует наличие свободных ниш на рынке. Сергей Вдовин уверен, что в течение пяти лет в Казахстане должен произойти качественный скачок, когда основная масса активных потребителей переориентируется на современные торговые центры.

Тем временем конкуренция в отрасли, которую признают сами создатели проекта, их нисколько не смущает. «Это здоровая конкуренция между арендаторами и торговыми марками, вследствие которой выигрывает только потребитель. Она приведет к снижению цен и повышению качества товара», - считает коммерческий директор компании «Arcada». 

Свои возможности компания оценивает следующим образом: в целом по Казахстану она планирует занять 5-7% общей доли рынка, однако с учетом индивидуальных особенностей каждого города. Так, в Костанае доля качественных торговых площадей компании составит порядка 90%, в Астане, которая динамично развивается и где запущен ряд аналогичных проектов, – около 10-15%, в Алматы – около 5-10%.

По мнению г-на Вдонина, в первую очередь необходимо ориентироваться на количество квадратных метров. К 2010 году показатель обеспеченности качественными торговыми площадями достигнет 300 кв. м на 1000 человек. В Алматы на сегодня функционирует 570 тыс. кв. м, еще 200 тыс. может запуститься, в Астане задействовано 200-300 тыс. кв. м. «Конкуренты есть, но их мало и недостаточно для здоровой конкуренции. Средний класс в скором будущем, безусловно, переориентируется на цивилизованные формы торговли. Кроме того, скоро наступит время конкурентной борьбы между торговыми центрами по стоимости и узнаваемости бренда, поэтому уже сегодня следует проводить большую работу по формированию качественного, яркого и уверенного имиджа компании», - считает Сергей Вдонин. 

Узнавайте больше об интересных событиях в Казахстане и за рубежом.
Подписывайтесь на нас в Яндекс Дзен

Заметили опечатку? Выделите ее мышью и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

торговля ритейл гипермаркеты

15.05.2008 • 01:03 1021

Поделиться
Сложности на ритейл не влияют
  • Центр деловой информации Kapital.kz — информационное агентство, информирующее о событиях в экономике, бизнесе и финансах в Казахстане и за рубежом. При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции. Редакция Kapital.kz не всегда разделяет мнения авторов статей. При нарушении условий размещения материалов редакция делового портала имеет право на решение спорных моментов в законодательном порядке.

  • Яндекс.Метрика
    Система Orphus