Как уберечь бизнес от потерь?
Управление рисками - это не только математические расчеты, но и способность отображать правду и умение предсказывать как позитив, так и негатив. Так считает Стефан Шольц, управляющий директор Visor Capital.
Использование экономической модели для оценки капитала позволяет осуществить сравнение между расходами на удержание риска и расходами на передачу риска другой организации. Катастрофические модели, в свою очередь, дают возможность измерять традиционные катастрофические риски, вызванные наводнениями, ураганами, землетрясениями, чтобы избежать неверных выводов, к которым иногда приводит чрезмерная зависимость от одной модели, страховщики во все большей степени используют несколько моделей, пояснила Анастасия Воронкова, младший директор агентства Fitch Ratings.
По ее словам, анализ операционного риска представляет собой процесс определения того, какие события могут потенциально привести к убыткам, какие меры имеются для сглаживания этих рисков в количественном выражении, а также каковы масштабы и вероятность различных потенциальных событий. «Планирование неизвестного - это, в первую очередь, учет того, что потенциально может не так пойти в будущем, является стимулом для хорошей андеррайтинговой практики.
Преимущества повышения уровня определенности по контрактам подтверждались во многих случаях, уверена г-жа Воронкова.
Кредитные риски состоят из 3 частей. Во-первых, это рейтинг финансовой устойчивости страховой компании (РФУ), который отражает способность страховщика своевременно выполнять обязательства перед держателями полисов и ожидаемую возвратность активов для страхователей в случае, если страховщик перестает производить выплаты. Во-вторых, рейтинги дефолта эмитента (РДЭ), которые отражают способность организации на своевременной основе соблюдать свои финансовые обязательства. И, в-третьих, рейтинги возвратности активов (РВА), которые основаны на ожидаемых относительных характеристиках возвратности применительно к обязательству.
В области корпоративного управления Fitch Ratings выделяет главные риски в ограниченной роли внутреннего аудита, отсутствии объективности и ограниченного участия совета директоров в процессе корпоративного управления, а также потенциальные конфликты интересов между членами совета директоров.
В сфере финансового сектора рисками являются неадекватное ценообразование и резервирование, волатильность прибыли и уровня принимаемых рисков, их широкий диапазон применительно к инвестициям, недостаточность резервов, низкое кредитное качество или отсутствие всесторонней перестраховочной защиты, а также подверженность катастрофическим рискам, небольшая капитализация и ограниченная доступность источников капитала.
В целом «управление рисками предприятий» (ERM) является фундаментальной составляющей проводимого Fitch анализа страховых компаний.
Отсутствие информационной базы проекта, большая длительность инвестиционного цикла, высокая капиталоемкость приводят к необходимости выявления и оценки рисков именно на этапе проектирования, пояснил Игорь Тарасов, директор по управлению рисками ООО «Валтарс Риск Менеджмент». Это позволит увидеть наиболее значимые риски проекта и понять как причины их возникновения, так и последствия от их реализации, скорректировать величину необходимых капитальных вложений с учетом прогнозируемого риска, а также забюджетировать средства, нужные на разработку и реализацию мероприятий по снижению рисков.
«Есть две категории рисков: страхуемые и нестрахуемые. Под первой категорией понимается ущерб, подлежащий страхованию в силу закона либо в силу наличия соответствующего страхового продукта на рынке услуг, практики страхования аналогичных убытков. Под второй понимается ущерб, не подлежащий покрытию в рамках договоров страхования в силу закона и наличия страховой услуги на рынке и требующий применения нестраховых методов снижения», - пояснил эксперт. В этом случае важную роль играет качественное внедрение системы управления рисками (СУР).
СУР в банках
О работе такой системы в банках рассказал Юрий Михайлов, директор департамента по управлению рисками финансового сектора Ernst& Young. Он отметил, что внедрение системы управления рисками позволит усовершенствовать подход к их мониторингу в любом банке, что обеспечит повышение надежности деятельности самого банка, доступ к широкому спектру финансовых инструментов, основываясь на точном расчете влияния рисков, которые связаны с ними, плюс к этому сократит трудозатраты по подготовке отчетов по рискам. По его словам, вследствие ориентированности банка на розничные операции доля розничных депозитов различного типа является значительной в балансе банка. Существенная часть этих средств может инвестироваться в ценные бумаги с фиксированной доходностью. СУР должна принимать во внимание данные о диверсификации портфеля розничных депозитов и непрерывный анализ портфеля ценных бумаг, используя динамические методы моделирования портфеля.
Банк предлагает своим клиентам различные валютные продукты и услуги, а также занимается в ограниченной степени валютными операциями для получения дополнительной прибыли.
«Внедрение СУР позволит быстрее анализировать валютные риски, непрерывно контролировать лимиты и анализировать рентабельность валютных операций. Расширенные аналитические возможности СУР позволят банку увеличить его активность на рынке деривативов как при проведении операций в интересах клиентов банка, так и для получения дохода самим банком. Наиболее важными факторами для поддержания ликвидности банка являются: устойчивый депозитный портфель, который служит основным источником финансирования банка, объем выданных кредитов и портфель торгуемых ценных бумаг» - говорит эксперт.
Система позволит принять во внимание данные о кредитном и депозитном портфелях, при определении риска ликвидности и анализе воздействия сценариев развития на величину риска ликвидности. Функциональность СУР должна обеспечивать трендовый анализ параметров, влияющих на ликвидность, и выполнять контроль уровня денежного потока (cash flow).
О сложностях внедрения современных подходов риск-менеджмента в Казахстане рассказал Адиль Батырбеков, управляющий директор АО «Казкоммерцбанк».
По его мнению, основными барьерами выступают недостаток опытных квалифицированных кадров в секторе моделирования риск-менеджмента, недостаток механизмов стимулирования банков по развитию и применению современных технологий риск-менеджмента, недостаточная гибкость нормативных документов, ограничивающая сферы применения данных методов, а также неясность в отношении реализации планов внедрения стандартов «Базель 2».
«К сложностям следует также отнести и небольшой размер портфелей банков, ограниченный набор инструментов для верификации данных, отсутствие внешних рейтингов у большинства корпоративных заемщиков (для независимой оценки эффективности внутренних рейтингов моделей банков), а еще отсутствие внешних общедоступных данных по кредитному скорингу и недостаток исторических данных для моделирования, в связи с тем, что банковская система является сравнительно молодой», - пояснил г-н Батырбеков.
Кроме того, им были презентованы некоторые предложения по качественному внедрению риск–менеджмента: это создание межбанковских баз по дефолтам и по операционным потерям, формирование общего информационного поля для верификации информации по клиентам, улучшение качества кредитного бюро и проведение межбанковских семинаров по вопросам управления риск-менеджментом.
Такие темы обсуждались в Алматы на четвертой международной конференции по риск-менеджменту, организованной АО «Страховая компания «Евразия». На конференцию были приглашены ведущие специалисты по риск-менеджменту Казахстана, России, Англии, Германии и других стран.