Казахстан назвался груздем
АВТОР

17.04.2008 • 21:50 724

Казахстан назвался груздем

Эксперты задаются вопросами о возможностях несовпадения добычи нефти и обязательств республики

К 2015 году объемы добычи нефти в Казахстане планировалось увеличить практически в два раза. Однако эти прогнозы были сделаны с учетом ввода в эксплуатацию месторождения Кашаган. Из-за возникших позднее проблем нефтедобычи на месторождении Казахстану пришлось пересмотреть свои прогнозы. Согласно данным агентства «Рейтер», обнародованным в октябре 2007 года, с учетом задержек нефтедобычи на Кашагане, Глава государства объявил о том, что к 2010 году прогнозируемая нефтедобыча достигнет 80 млн. тонн и к 2015 - 130 млн. тонн. Несмотря на то, что подобные объемы планировалось достигнуть в более ранние сроки, Казахстан все же дает оптимистичные прогнозы относительно нефтедобычи.

Некоторые аналитики, между тем, не склонны разделять такую радужную перспективу. Так, азербайджанский эксперт по вопросам топливно-энергетического комплекса, кандидат технических наук Чингиз Велиев выразил сомнение относительно прогнозов добычи нефти, сообщает информационный ресурс «Oilcapital.ru». По словам аналитика, разработанный Правительством Казахстана проект распределения нефти по экспортным маршрутам на период 2007-2020 гг., предусматривающий направления транспортировки  Атырау-Самара - 16 млн. тонн, Казахстан-Китай - 15-20 млн. тонн, порт Актау - 10 млн. тонн, Каспийская система транспортировки (КСТ) - 25-38 млн. тонн и Каспийский трубопроводный консорциум (КТК) - 50-58 млн. тонн нефти в год, полностью охватывает всю прогнозную добычу нефти в РК до 2015 года. Г-н Велиев уверен, что налицо несовпадение прогнозов и обязательств казахстанского правительства.

В свою очередь главный научный сотрудник Института экономики Министерства образования и науки РК, доктор экономических наук Олег Егоров, напротив, уверен, что и без ввода Кашаганского месторождения у Казахстана есть потенциал к достижению прогнозируемых показателей добычи. В качестве аргумента аналитик приводит данные за 2006 год, когда добыча нефти в республике без Кашагана составила 67 млн. тонн. До прогнозируемых к 2010 году 80 млн. тонн не достает 13 млн., которые, по словам эксперта, можно получить при запуске завода на Тенгизе – до 20-25 млн. тонн через 5-7 лет после его ввода в эксплуатацию. Прирост также можно обеспечить добычей в Актобе и Кумколе – до 1 млн. тонн ежегодно, и на месторождениях Карашаганак, Озен и Мангистау. 

Мнение г-на Егорова, высказанное в интервью «Капитал.kz», вполне разделяет российский аналитик ФК «Мегатрастойл» Алексей Огвин. Опираясь на показатели добычи прошлых лет и планируемые для реализации проекты, он посчитал, что Казахстану вполне реально выполнить все обещания. Впрочем, г-н Огвин также отметил, что РК следует заранее обдумать вопросы, связанные с транзитом нефти. Например, при надобности рассмотреть возможность увеличения поставок через КТК, БТД или в Китай. КСТ, по заявлению вице-министра Министерства энергетики и минеральных ресурсов Ляззата Киинова, также способна обеспечить прокачку до 23 млн. тонн с последующим увеличением до 56 млн. тонн в соответствии с условиями договора между Азербайджаном и Казахстаном.

Куда податься?

По словам азербайджанского эксперта, в прошлом году из Актау было вывезено около 9,9 млн. тонн нефти. Из них 40% пришлось на Иран, около 35% было транспортировано в Махачкалу и 25% - в азербайджанский терминал Дюбенди. По БТД было переправлено порядка 30 млн. тонн.  

Г-н Егоров, анализируя проект распределения нефти по экспортным маршрутам на период 2007 - 2020 гг., отметил, что с введением дополнительных мощностей на месторождениях по обеспечению направления Атырау-Самара, возможно увеличение транспортировки до 25 млн. тонн, по КТК – до 69 млн. тонн, по направлению Казахстан – Китай – до 20 млн. тонн. Аналитик также отметил перспективы введения новых мощностей и расширения порта Курык, который способен обеспечить до 60 млн. тонн нефти. Однако г-н Егоров считает, что транспортировка в систему БТД для Казахстана менее выгодна, нежели в систему КТК, в которой республика выступает как акционер, соответственно, может осуществлять регулирование тарифов и объемов прокачки в своих интересах. «В случае же увеличения транспортировки нефти через танкеры мы рискуем заполнить ими значительную долю Каспийского моря, что может создать реальную экологическую угрозу», - подытожил Олег Егоров.

В целом, несмотря на снижение ранее намеченных объемов добычи нефти, казахстанские и российские аналитики склонны считать, что заявленные прогнозы до 2015 года Казахстан выполнить сможет. Другое дело, нужно ли ему так резко увеличивать рост нефтедобычи? Ведь для того, чтобы сохранить недра в хорошем состоянии, требуется гораздо более разумный прирост добычи, нежели он заложен в планируемых показателях, заметил г-н Егоров.

Заметили опечатку? Выделите ее мышью и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

нефть

17.04.2008 • 21:50 724

Поделиться
Новости партнёров
Loading...
  • Центр деловой информации Kapital.kz — информационное агентство, информирующее о событиях в экономике, бизнесе и финансах в Казахстане и за рубежом. При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции. Редакция Kapital.kz не всегда разделяет мнения авторов статей. При нарушении условий размещения материалов редакция делового портала имеет право на решение спорных моментов в законодательном порядке.

  • Яндекс.Метрика
    Система Orphus