«Газпром нефть» сумеет решить возникшую проблему в свою пользу
Министерство промышленности и энергетики России, которое занимается составлением нефтяных экспортных графиков, отказало ОАО «Газпром нефть» в возможности экспорта нефти в Китай в апреле-декабре 2008 года, никак не объяснив причин своего решения, пишет «Нефть и капитал». Компания получила отказ ведомства на свою заявку, но намерена направить в Минпромэнерго письмо с просьбой объяснить сложившуюся ситуацию, а также упомянула о намерении продолжить обсуждение этой темы с министерством.
Ранее «Газпром нефть» сообщала, что подавала заявку на экспорт в Китай 1,08 млн. тонн нефти в апреле-декабре 2008 года через территорию Казахстана по нефтепроводу Атасу - Алашанькоу. Из российских компаний, помимо «Газпром нефти», по трубопроводу в Китай через Казахстан экспортирует нефть ТНК-ВР, которая планировала в I квартале 2008 года поставить в Китай 500 тыс. тонн «черного золота». Однако, сообщает «Капитал.kz» источник, всего в соответствии с утвержденным графиком АО «КазТрансОйл», нефтетранспортной «дочки» «КазМунайГаза», поставка российскими компаниями нефти в I квартале составит 300 тыс. тонн.
«Капитал.kz» обратился в «Газпром нефть» с просьбой прокомментировать сложившуюся ситуацию, но в пресс-службе предоставить какую-либо информацию по этому вопросу отказались. Аналитики же, тем не менее, считают, что в ближайшее время «Газпром нефть» сумеет решить возникшую проблему в свою пользу. «Сейчас система выдачи квот со стороны Минпромэнерго является крайне непрозрачной, - рассказывает в разговоре с «Капитал.kz» Алексей Кокин, аналитик по нефти и газу ИК «Метрополь». – Особенно на оставшийся период до конца нынешнего года».
Поэтому, говорит он, сложно назвать причину отказа министерства, но можно предполагать, что это не окончательное решение, и «Газпром нефть» как очень влиятельная компания сможет с пользой для себя стабилизировать сложившуюся ситуацию. Отвечая на вопрос, как это может отразиться на закупаемых компанией объемах нефти в Казахстане, Алексей Кокин ответил, что страна вряд ли пострадает из-за того, что «Газпром нефть» перестанет транспортировать углеводородное сырье в Китай.
«У компании есть и другие проекты, которые тоже требуют поставок нефти, поэтому вряд ли Казахстану стоит опасаться сокращения закупок, - считает аналитик «Метрополь». - В данном случае в проигрыше останутся «Газпром нефть» и потребитель продукта – Китай». В этом с ним согласен и Алексей Логвин, главный экономист ИК «Русь-Капитал», по мнению которого, даже если «Газпром нефть» откажется от дальнейшего сотрудничества со среднеазиатскими странами-экспортерами нефти, то для данного продукта всегда найдутся потребители в лице других российских компаний.
«В целом, если говорить конкретно о Казахстане, то сейчас страна участвует во многих крупных долгосрочных нефтяных проектах, которые требуют постоянных поставок углеводородного сырья, - подчеркнул г-н Логвин. – Да, конечно, партнерство с «Газпром нефтью» выгодно для Казахстана, но его завершение не обернется для страны большими убытками и невосполнимой потерей. К тому же политическая обстановка здесь стабильна, а этот факт очень важен при формировании международного партнерства в стратегически важных отраслях экономики».
По мнению Олега Егорова, главного научного сотрудника Института экономики Министерства образования и науки РК, доктора экономических наук, Казахстану все же стоит ожидать возможного сокращения закупок со стороны российских компаний. «Продажа казахстанской нефть через Россию в Китай является прямой поддержкой экономики последнего, - говорит г-н Егоров. – Дело в том, что сырье транспортируется неочищенным, а на заводах в Синь-Цзяне его перерабатывают, и продают уже готовые нефтепродукты по более высоким ценам. Остается только предполагать, какими станут доходы Китая после расширения мощности Атасу-Алашанькоу до 20 млн. тонн в год. Этот нефтепровод станет одной из самых мощных артерий в Азии». Поэтому, по мнению Олега Егорова, сегодняшнее решение Минпромэнерго РФ, которое совершенно не радует перспектива приобретения конкурента в нефтяной сфере в лице Китая, объясняется стремлением устранить китайских производителей нефтепродуктов.