«КазМунайГаз» заключил новую сделку
АВТОР

20.03.2008 • 19:57 877

«КазМунайГаз» заключил новую сделку

Теперь Казахстан имеет доступ к Черному морю

АО «КазТрансОйл», «дочка» нацкомпании «КазМунайГаз», приобрело 100 %-й пакет акций компании Batumi industrial holdings limited, управляющей нефтяным терминалом в Батуми (Грузия). Сделка была заключена в феврале этого года с компанией «Терминал партнерз лимитед», которая владела батумским активом, сообщили «Капитал.kz» в пресс-службе «КазМунайГаза». Как рассказали в компании, учитывая удаленность казахстанских нефтяных месторождений от морских портов, сделку можно считать выгодной для экономики Казахстана, потому как в результате нее страна впервые приобретает зарубежные нефтетранспортные активы в Черном море.

Кроме того, батумский терминал является ключевой составляющей Транскавказского нефтетранспортного коридора, а в 2007 году объем транспортировки нефтепродуктов через него составил 9,6 млн. тонн. В «КазМунайГазе» также отметили, что данный проект считается одной из составляющих частей стратегии развития компании по увеличению рыночной капитализации и диверсификации экспортных направлений казахстанской нефти. Однако сумму сделки «КазМунайГаз» озвучить отказался, ссылаясь на конфиденциальность.

Группа компаний «КазМунайГаз» приобрела все производственные активы Naftrans Ltd., которая управляет нефтяным терминалом в порту Батуми. Как сообщила инвестиционная компания ENR Russia Invest, являющаяся одним из акционеров Naftrans, сумма сделки составила $220 млн. После продажи стоимость активов Naftrans достигает порядка $335 млн., говорится в сообщении. Naftrans осуществляет транспортировку по железной дороге нефти и нефтепродуктов от азербайджано-грузинской границы до терминала в порту Батуми, предоставляет портовые услуги. В 2006 году АО «КазТрансОйл» подписало с владельцами Naftrans акционерное соглашение о приобретении 50%-ной доли в этой компании. Впоследствии предполагалось построить близ нефтетерминала новый НПЗ. По словам Михаила Саакашвили, сумма инвестиций в НПЗ – «это проект где-то на миллиард долларов». Сумма инвестиций может быть и больше. Владелец батумского нефтяного терминала холдинг Greenoak работал с «КазМунайГазом» в сфере паромных и железнодорожных перевозок нефти в Грузию из Казахстана и уже заявлял о собственных планах постройки НПЗ в Батуми, оценив проект в $3,2 млрд. Еще в 2006 году «КазМунайГаз» и Greenoak приобрели для строительства около 80 га земли за $27,1 млн. 

Неплохой вариант

Если раньше батумский терминал перекачивал нефть из Азербайджана, то теперь он будет работать на Казахстан, рассказал «Капитал.kz» Алексей Логвин, главный экономист ИК «Русь-Капитал». На основе этого «КазМунайГаз» может наладить бизнес по перевозке отечественного продукта за границей. А это хорошее вложение денег. «Учитывая нефтяной потенциал Казахстана и его растущие объемы добычи, можно сказать, что проблем с загрузкой танкеров не будет», - заметил г-н Логвин.

 Эксперт полагает, что вероятность финансового краха батумского проекта можно исключить. «Нацкомпания входит в хороший бизнес, - подчеркнул эксперт «Русь-Капитал». – Таких терминалов на территории стран СНГ немного, и батумский порт - не самый плохой вариант». С ним согласна и Наталья Мильчакова, аналитик по нефти и газу ФК «Открытие».

 По ее мнению, удачное географическое расположение нефтяного терминала в Батуми, даже не взирая на небольшие объемы прокачки через него, станет хорошим подспорьем в бизнесе «КазМунайГаза». Ведь благодаря этому Казахстан сможет сократить расходы на перевозку нефти, и у него появляется открытый доступ к морским путям. «А если учитывать, что мощность можно расширить, то уже в среднесрочной перспективе можно надеяться на получение прибыли от порта», - заметила г-жа Мильчакова. 

Однако не все аналитики едины во мнении. Олег Егоров, главный научный сотрудник Института экономики Министерства образования и науки РК, доктор экономических наук, считает эту сделку «КазМунайГаза» не совсем удачной, равно как и приобретение Херсонского нефтеперерабатывающего завода на Украине. «Оба объекта уже очень давно находятся в эксплуатации, техническое оснащение устарело и требует основательной модернизации, а соответственно и значительного инвестирования, - уточнил г-н Егоров. – Единственным плюсом является тот факт, что они находятся близко к Европе».

Свою позицию Олег Егоров объясняет тем, что, во-первых, терминал, который несколько десятков лет «качал» азербайджанскую нефть, в техническом отношении устарел и требовал от властей Грузии значительного финансирования. Во-вторых, теперь Казахстан должен будет платить этой стране за транзит своего углеводородного сырья. В то же время он не считает грузинский порт «ключевой составляющей Транскавказского нефтетранспортного коридора».

 «Да, там существуют эстакады для заправки танкеров, но как таковых значительных потоков нефти в батумском порту не было, да и в масштабном сравнении 9,6 млн. тонн нефти в год - это небольшие объемы», - резюмирует Олег Егоров.

В деньгах ли дело?

Обсуждая участие казахстанской нацкомпании в других крупных нефтяных проектах, Алексей Логвин отметил роль «КазМунайГаза» в увеличении технико-экономического обоснования (ТЭО) расширения Каспийского трубопроводного консорциума (КТК). Напомним, на днях «Транснефть» предложила сократить расходы на доработку ТЭО с $50 млн. до $20 млн. В свою очередь, компания Chevron предложила начать процесс финансирования, однако члены консорциума не поддержали данную инициативу, в том числе и «Транснефть». Позиция «КазМунайГаз» по этому вопросу пока неизвестна, сообщает «РБК.daily».

«Намерения участников консорциума вполне ясны, - считает г-н Логвин. – «Транснефть» просто пытается получить максимальную прибыль от прокачки нефти по КТК при минимальных затратах на ТЭО. Активность Chevron объясняется тем, что его в прошлом году ущемляли в правах». Поведение же «КазМунайГаза» Алексей Логвин объясняет причинами, понятными только изнутри переговорного процесса.

В свою очередь Наталья Мильчакова считает, что нацкомпания Казахстана просто избегает конфликта как с «Транснефтью», так и с Chevron, и этим объясняется выжидательная позиция страны. «И это правильно, - делится она, - в том отношении, что не надо торопиться инвестировать расширение ТЭО, потому как перспективность КТК внушает сомнения, учитывая тот факт, что несколько лет консорциум работает себе в убыток». Олег Егоров видит в такой позиции «КазМунайГаза» отсутствие средств на финансирование ТЭО. 

«Сегодня компания уже и так вложилась в 3 крупных проекта, - говорит он. – Во-первых, доля в Кашагане была доведена до 16,81%, во-вторых, на Кумколе недавно было куплено 33% акций. Плюс ко всему на Шымкентском нефтеперерабатывающем заводе было приобретено 50% акций». Резюмируя все вышесказанное, Олег Егоров отметил, что сейчас «КазМунайГаз» просто не в состоянии финансировать еще какие-либо масштабные сделки.

Узнавайте больше об интересных событиях в Казахстане и за рубежом.
Подписывайтесь на нас в Instagram

Заметили опечатку? Выделите ее мышью и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

КазМунайГаз нефть нефтяные терминалы

20.03.2008 • 19:57 877

Поделиться
Новости партнёров
Loading...
  • Центр деловой информации Kapital.kz — информационное агентство, информирующее о событиях в экономике, бизнесе и финансах в Казахстане и за рубежом. При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции. Редакция Kapital.kz не всегда разделяет мнения авторов статей. При нарушении условий размещения материалов редакция делового портала имеет право на решение спорных моментов в законодательном порядке.

  • Яндекс.Метрика
    Система Orphus