Объемы прибыли пятизвездочных гостиниц в стране составляют от 62 до 72% от общих доходов в сфере гостиничных услуг
До недавнего времени выбор пятизвездочных отелей в Казахстане был довольно ограничен. Немногие игроки, готовые предоставлять сервис мирового уровня, чувствовали себя довольно вольготно.
Сегодня ситуация несколько изменилась. Международные гостиничные сети все чаще видят в казахстанском рынке немалые для себя перспективы и активно строят свои отели на территории нашей страны, хотя и ограничивая выбор 2-3 городами.
По данным исследования Казахстанской ассоциации гостиниц и ресторанов (КАГиР), общий процент пятизвездочных гостиниц на казахстанском рынке не превышает 3-3,5%. Несмотря на малый количественный процент, объемы прибыли пятизвездочных гостиниц в стране составляют от 62 до 72% от общих доходов в сфере гостиничных услуг. Статистика не учитывает новые отели, которые относят себя к высшей категории, однако таковыми не являются. По словам директора КТА и КАГиР Рашиды Шайкеновой, все отели в Казахстане, имеющие статус пяти звезд, принадлежат к международным гостиничным сетям. Единственный казахстанский отель, категория которого может быть оценена в пять звезд, «Достык». Уже около двух лет он находится на реконструкции, после которой, скорее всего, сможет повысить свой уровень. Открытие обновленной гостиницы ориентировочно состоится в конце 2008 года.
Живой интерес мировых гигантов гостиничного бизнеса к Казахстану вполне обоснован. Деловой туризм в республике превалирует, занимая 82-84% всего туристского рынка. В связи с этим перспективность строительства отелей высшего уровня налицо. По мнению вице-президента Казахстанской ассоциации маркетинга Айжан Тогисбаевой, высказанному для «Капитал.kz», Алматы, имеющему статус финансового центра страны, гостиницы такого уровня необходимы. С каждым годом нагрузка отелей высшей категории увеличивается, и если раньше активный сезон оценивался в 6 месяцев в году, то теперь он вырос до 9.
Что касается мегаполиса, то в ближайшее время (2008,2009 гг.) распахнут свои двери несколько отелей международного класса, в их числе Marriott, Rixos, Kempinski, Radisson и Holliday, общий номерной фонд которых превышает 1000 единиц. Как сообщила «Капитал.kz» региональный директор по связям с общественностью группы отелей «Кемпински» в Восточной Европе и России Елена Горбунова, официальный выход сети запланирован на II и III кварталы 2009 года в Алматы и Астане, соответственно. К слову, открытие одной гостиницы высшего уровня с количеством номеров от 200 в среднем позволяет создать около 250-300 рабочих мест.
Как поведут себя цены?
Увеличение конкуренции в сфере гостиничного бизнеса по логике должно сказаться и на ценовой политике отелей. Однако эксперты не спешат прогнозировать резкое падение цен. По словам Диляры Смаиловой, менеджера отдела продаж отеля «Рахат Палас», пока рано говорить о конкретных изменениях. Усиливающаяся конкуренция на рынке гостиничных услуг отразится на ценах, но в какую сторону - непонятно. «В немалой степени это зависит и от рыночных изменений в целом», - сказала г-жа Смаилова в интервью «Капитал.kz». Ее позицию разделяет и директор КАГиР. «С одной стороны, конкуренция действительно ведет к корректировке цен, но с другой, затраты организации с каждым годом только увеличиваются. Поэтому рассчитывать на глобальное понижение цен именно в секторе пятизвездочных отелей не приходится», - полагает г-жа Шайкенова. По ее мнению, самым реальным вариантом дальнейшего развития событий может стать более гибкая система скидок, предоставление льгот, активизируются отношения отелей с турфирмами.
Взаимодействие гостиниц высшего уровня с поставщиками (турфирмами) сегодня оставляет желать лучшего. Условия диктуют отели. Уровень сервиса, огромный выбор дополнительных услуг позволяют им создавать необходимую наполняемость самостоятельно. Кроме того, отели такого уровня пользуются огромной популярностью в сфере конгресс-туризма. В Казахстане острый дефицит вместительных залов, оснащенных современной техникой, поэтому часто пятизвездочные гостиницы остаются вне конкуренции. По данным директора ТОО «ADI Hotel & Travel Services» Татьяны Беловой, в плане прибыли соотношение между доходом от непосредственной продажи номеров и дополнительных услуг в среднем составляет 50:50. Чувствуя эту тенденцию, многие предприниматели при строительстве гостиниц, пусть и небольших, обязательно учитывают вместительный конференц-зал.
Тяга к иностранному
Несмотря на то, что потребность в гостиницах любого уровня в стране велика, некоторые казахстанские компании и индивидуальные предприниматели предпочитают вкладывать деньги в строительство отелей в странах с более развитым туризмом. Турция, Россия, Канада, Эмираты - традиционно привлекательные для казахстанских предпринимателей страны. Иностранную тягу специалисты считают вполне предсказуемой. По словам г-жи Тогисбаевой, это, прежде всего, связано с темпами роста сферы туризма и перспективами стран. «Такие вложения страхуют бизнес от возможных внутренних кризисных ситуаций. Это своего рода защита своего капитала, его выгодное вложение», - считает Айжан Тогисбаева. Разница в том, что международные сети приходят с готовым менеджментом и развивают в Казахстане свой бизнес. В то время как отечественным предпринимателям эту структуру надо отстроить, что гораздо проще сделать в тех странах, где есть и спрос, и кадры.
Директор КАГиР также отмечает, что свою немаловажную роль играют более высокий спрос и емкость иностранных рынков. Кроме того, возможно, те предприниматели, которые строят не в Казахстане, испытали на себе некоторые ограничения в ведении бизнеса в нашей стране, поэтому теперь просто не хотят рисковать, полагает г-жа Шайкенова.