Железные дороги страны привлекательны для многих
Азербайджан намерен принять участие в приватизации ООО «Грузинские железные дороги» (ГЖД). Как сообщил министр транспорта Азербайджана Зия Мамедов, в связи с этим в ближайшее время грузинскому правительству будут представлены соответствующие документы. По его мнению, сумма в $1 млрд., которую грузинские власти предлагают инвестировать в развитие ГЖД, вполне приемлема для Азербайджана.
В приватизации ГЖД намерены принять участие предприятия РФ, Казахстана, США и Швейцарии. Напомним, что в прошлом году грузинское руководство решило передать свои железные дороги в управление британской компании Parkfield Investment, которая обещала вложить в реконструкцию ГЖД $1 млрд., но соглашение с британцами так и не было заключено. Стремление ОАО «Российские железные дороги» приватизировать железные дороги Грузии носит, по мнению последней, политический оттенок. Страна увязывает этот вопрос с позицией РФ в отношении абхазской и южноосетинской проблем.
Выгодная партия
Азербайджан в этом плане находится в лучшем положении, являясь стратегическим партнером Грузии на Южном Кавказе. Азербайджан уже участвует в реконструкции грузинской железной дороги в рамках проекта Баку-Тбилиси-Карс (БТК). Кроме того, Баку обязался предоставить льготный кредит Грузии в размере $220 млн. сроком на 5 лет для того, чтобы Тбилиси финансировал свою часть проекта БТК. В прошлом году Международный банк Азербайджана перевел на счет ООО «Грузинские железные дороги» первый транш в размере $40 млн. За счет кредита азербайджанского банка будет построен недостающий 30-тикилометровый участок железной дороги для соединения железнодорожных систем Грузии и Турции, а также пункт по замене колесных пар.
Кроме того, из этого же кредита будет реконструировано 160 км грузинской железной дороги. Участие Азербайджана в приватизации ГЖД в Баку рассматривают в контексте перспектив проекта БТК. В минтрансе Азербайджана отмечают, что строительство БТК планируется завершить в конце этого года, а с 2009 года БТК будет работать в рентабельном режиме. В транспортном ведомстве на 2009 год прогнозируют перевозку по БТК 3 млн. тонн грузов с последующим увеличением до 5 млн. тонн. К 2012 году объем перевозок возрастет до 15 млн. тонн, а в 2015-ом - до 20 млн.
Учитывая вышеперечисленное, можно с большой долей вероятности предположить, что при приблизительно равных предложениях со стороны претендентов Министерство транспорта Азербайджана имеет более высокие шансы приватизировать ГЖД. Напомним, что протяженность железной дороги Грузии составляет 1575 км. В случае если Грузия отдаст предпочтение на приватизацию ГЖД минтрансу Азербайджана, это ведомство будет осуществлять процесс реконструкции ж/д одновременно с реконструкцией собственной азербайджанской государственной железной дороги (АГЖД).
Правительство Азербайджана практически завершило подготовку государственной программы реконструкции АГЖД, которая рассчитана на 2008-2011 годы, стоимостью в $1,2 млрд. Эта программа включает в себя модернизацию железнодорожной сети, покупку локомотивов, вагонов, реструктуризацию управления АГЖД. Финансирование будет осуществлено из госбюджета и кредитов международных финансовых структур. Всемирный банк выразил готовность предоставить кредит в размере $450 млн. при условии, что АГЖД преобразуется в акционерное общество. Примерно такую же сумму готов предоставить Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР).
На начальном этапе ЕБРР предложил кредит в размере $50 млн. на ремонт и обновление локомотивного парка АГЖД, оборудований железнодорожных станций, механизмов для технического обслуживания путей. Проект для первого транша в $30 млн. на покупку локомотивов прошел финальное рассмотрение, и совет директоров ЕБРР собирается принять окончательное решение в начале следующего месяца.
По мнению министра транспорта Азербайджана Зии Мамедова, крупные вложения в данную сферу неизбежны. Это продиктовано двукратным ростом ВВП Азербайджана и повышением среднегодового прироста грузоперевозок в размере 11,5%.
Эксперты отмечают, что реконструкция железнодорожных систем Грузии и Азербайджана будет иметь позитивное влияние на развитие экономических отношений этих стран с Казахстаном. В прошлом году был подписан протокол по развитию транспортных инфраструктур Казахстана, Азербайджана и Грузии. В рамках данного документа планируется развить линию перевозок Актау-Баку-Поти. В Баку этот маршрут считают очень конкурентоспособным с точки зрения времени на перевозку, себестоимости и других факторов.