В Казахстане есть предпосылки долгосрочного повышения стоимости угля
Мировые цены на уголь растут, причем увеличение стоимости на него на сегодняшний день составляет 9%, что превышает темпы подорожания природного газа. Аналитики приводят целый ряд причин.
Как рассказал «Капитал.kz» Алексей Логвин, главный экономист ИК «Русь-Капитал», природные катаклизмы в 2008 году стали естественными причинами роста цен на уголь. Во-первых, в начале нынешнего года произошли наводнения в Австралии, являющейся крупным поставщиком угля, в результате - затоплены почти все шахты. Во-вторых, энергетический кризис в Африке, не менее крупного поставщика угля, спровоцировал повышение стоимости энергообеспечения, соответственно увеличились затраты на добычу угля, то есть и его себестоимость. В-третьих, в нынешнем году Китай, который по количеству угольных шахт не уступает Африке и Австралии, перенес самую холодную за последние 40 лет зиму, и поэтому внутренние потребности страны в потреблении повысились и заставили правительство сократить поставки до минимума.
Кроме того, г-н Логвин обратил внимание на тот факт, что поставки угля из Вьетнама в Китай позволяли КНР работать на экспорт. В последние же годы Вьетнам продемонстрировал интенсивные темпы роста экономики и уже не испытывает острой необходимости продавать свой уголь за границу. Резюмируя все вышесказанное, эксперт «Русь-Капитал» заметил, что сложившиеся обстоятельства не замедлили повысить стоимость угля в мире вместе с высоким спросом на него. Ведь этот продукт считается после нефти вторым по степени важности энергоносителем в мире.
Комментируя ценовую ситуацию, Максим Худалов, аналитик по металлургии ИК «Метрополь», отметил, что сейчас стоимость одной тонны коксующегося угля составляет $150, а энергетического - $116-130. По его словам, это небывалый прирост, потому как еще в прошлом году цена за тонну энергетического угля составляла $60. По его прогнозам, повышение цен на продукты угольной промышленности будет продолжаться до 2010 года, после чего показатели пойдут на спад.
Ситуация с бурым углем, который по своему качеству близок к казахстанскому, несколько иная. Здесь ценовой прирост не совершает резких скачков – всего 3-4% в год. Однако, по словам аналитика компании «Метрополь», налицо потенциал долгосрочного ценового роста, и на него динамика снижения не повлияет. Вот почему в какой-то мере этот тип продукта более перспективен для продажи.
«При заключении контрактов по поставкам угля, учитывая нынешние условия работы, Правительство Казахстана должно определиться с тем, каким путем оно пойдет», - отметил Евгений Рябков, заместитель начальника аналитического управления ИК «Антанта Пиоглобал». «Первый вариант - заключение сделок на спотовые или одноразовые поставки продукта, - говорит он. - Второй вариант - подписание долгосрочных контрактов, которые считаются более перспективными, потому как спотовый рынок менее стабилен».
В то же время Алексей Логвин подчеркнул, что повышение цен на казахстанский уголь не может быть таким же динамичным, как во всем мире. «Здесь по-прежнему важную роль играет удаленность страны от морских портов, - объяснил он. – Поэтому большие расстояния для транспортировки приходится преодолевать по железнодорожным путям, а это является достаточно дорогостоящим процессом, и прибыль от продажи не всегда покрывает расходы».
Между тем последнее повышение цен на продукты угольно-добывающей промышленности в Казахстане было отмечено в ноябре 2007 года в связи с началом отопительного сезона и повышением оплаты услуг железной дороги.