По мнению специалистов, приход новых игроков уже маловероятен
Рынок СНГ перестает быть привлекательным для российских сотовых ритейлеров. Компании смотрят на новые рынки в Азии. Такое сообщение на днях опубликовал один из российских информационных источников.
«Капитал.kz» вкратце уже писал о перспективах казахстанского рынка сотовой связи (см. № 44 за 15 ноября 2007 года). Однако в условиях изменчивого рынка мы попытались выяснить, насколько сегодня рынок сотовой связи страны остается привлекательным для иностранных сотовых компаний, и хватит ли его потенциала для еще более активного развития этой сферы услуг.
Резерв имеется
По данным компании «Евросеть», уровень проникновения сотовой связи на территории Казахстана составляет около 75%. Несколько выше его оценивает ТОО «КаР-Тел», ссылаясь на исследование TNS Gallup. Так, по данным агентства, проникновение сотовой связи в СИМ-картах на декабрь 2007 года составляет порядка 82%, а проникновение в абонентах - порядка 68%. Эта разница объясняется наличием у 10-13% абонентов двух или трех СИМ-карт различных операторов. Таким образом, по мнению Светланы Вьюшиной, коммерческого директора ТОО «КаР-Тел», казахстанский рынок сотовой связи находится в фазе активного роста и является многообещающим с точки зрения эффективности инвестиций.
Темпы развития сотового ритейла начинают резко замедляться в момент насыщения рынка сотовой связи, когда проникновение достигает 100 и более процентов, то есть когда сотовый телефон появляется практически у каждого жителя страны, за исключением разве что грудных младенцев и глубоких стариков. После этого сотовые ритейлеры начинают диверсифицировать бизнес, превращая свои торговые точки в магазины цифровой техники, а не только мобильных телефонов. «Пока рынок Казахстана еще не достиг такого уровня, и у сотового ритейла есть потенциал для роста, поэтому его привлекательность для российских компаний может быть по-прежнему высока», - продолжает коммерческий директор ТОО «КаР-Тел».
Главной причиной интереса со стороны мобильной сетевой розницы из России к Казахстану, по мнению Евгения Владимирова, главы представительства Nokia в РК и на юге СНГ, является устойчиво растущий уровень проникновения мобильной связи в РК. «Если говорить о влиянии на развитие рынка, оно, безусловно, положительное, так как вхождение игроков с более развитого рынка, с учетом усиления конкуренции, структурирует рынок, становится причиной новых трендов и в итоге большей выгоды для конечного потребителя», - уверен г-н Владимиров.
Несколько иное видение у ведущего аналитика Mobile Research Group Эльдара Муртазина. «Казахстанский рынок интересен тем, что компании не теряют на нем деньги. В то же время его сложно назвать сверхприбыльным и быстрорастущим. Сегодня появление на рынке еще одного оператора возможно, но не более того. Сотовый рынок страны уже можно назвать фиксированным», - считает аналитик.
Г-жа Вьюшина соглашается с мнением Эльдара Муртазина в том, что выход на казахстанский рынок новых операторов сотовой связи маловероятен. «Существует мнение, что завершение этапа бурного роста сотового рынка страны и его насыщение наступит уже к началу 2009 года, поэтому можно предположить, что приход в РК новых игроков, в том числе зарубежных, уже маловероятен: возможность существенного передела рынка вызывает большие сомнения»,- говорит Светлана Вьюшина.
Такой же точки зрения придерживается PR-менеджер ТОО «Евросеть Казахстан» Олеся Колесниченко. «Рынок сотового ритейла в Казахстане близится к насыщению. Конечно, данный факт не может остановить или послужить преградой возникновению других зарубежных ритейлеров. Однако такая ситуация может положительно сказаться на казахстанском потребителе - ужесточится конкуренция между новыми игроками, что, в свою очередь, может привести к появлению дополнительных сервисов и услуг», - считает г-жа Колесниченко.
Что мешает?
Основным препятствием на пути более активного развития услуг сотовой связи, по мнению г-на Муртазина, является средний уровень заработной платы в стране. «Чем больше люди будут зарабатывать, тем чаще будут менять сотовые телефоны. Прогнозировать повышение интереса иностранных сотовых компаний к казахстанскому рынку можно в случае увеличения благосостояния населения», - говорит аналитик. «Кроме того, наличие так называемого рынка «серых» телефонов, то есть тех мобильников, которые не прошли правильное таможенное оформление, не сертифицированы и обладают крайне сомнительным качеством, сказывается на развитии сотового рынка», - добавляет Олеся Колесниченко.
Между тем, как сообщили «Капитал.kz» в ТОО «КаР-Тел», в скором времени рынок сотовой связи Казахстана ждет важное событие. Это объявление конкурса на частоты стандарта GSM-1800. Действующий стандарт GSM-900 позволяет обеспечить хорошее покрытие, но накладывает существенные ограничения на емкость сети – то есть количество абонентов, которые могут одновременно обслуживаться оператором. Предоставление права оказывать услуги в стандарте GSM-1800 окажет благотворное влияние на сотовый рынок и даст возможность значительно улучшить качество связи.