По мнению Назарбаева, восстановлен баланс справедливости
В переговорах, которые не назовешь легкими, с консорциумом иностранных инвесторов AgipKCO, занятом разработкой одного из крупнейших морских месторождений нефти и газа на шельфе Каспия – Кашаган, по увеличению доли национальной компании «КазМунайГаз» (КМГ) поставлена точка. В минувший понедельник на пресс-конференции правительство Казахстана объявило о том, что итальянская компания Eni будет лишена статуса оператора проекта. В ближайшее время будет создана новая операционная компания, где доля Казахстана станет самой высокой среди прочих участников проекта – 16, 81%. Сроки проекта остались неизменными.
Напомним, что точка в вопросе Кашагана должна была быть поставлена еще к 20 декабря прошлого года (см. «Капитал.kz» за 6 декабря 2007 года). Тогда компания КМГ заявила о подписании нового меморандума о взаимопонимании с консорциумом Agip KCO, ведущим разработку Кашагана, в котором отражены ожидающие решения вопросы по урегулированию отсрочки в реализации проекта и об увеличении затрат.
«В соответствии с новым меморандумом все члены консорциума, за исключением одного, достигли принципиального согласия о передаче части своих долей в проекте в размере, необходимом для увеличения доли АО «НК «КазМунайГаз» до уровня крупных участников», - говорится в сообщении пресс-службы КМГ.
Согласно документу, к 20 декабря прошлого года стороны должны завершить переговоры о передаче части своих долей и повышении роли «КазМунайГаза» в операционной деятельности.
Отмечалось, что доля казахстанской национальной компании «КазМунайГаз» в проекте по разработке кашаганского месторождения вырастет «до уровня крупных участников». По соглашению, после начала добычи Казахстан обязан компенсировать консорциуму затраты на разработку месторождения из своей прибыльной продукции.
Уже двое продадут свои акции
«В понедельник соглашение на выгодных для Казахстана условиях было, наконец, заключено», - объявил на пресс-конференции, посвященной итогам переговоров с инвесторами, премьер-министр РК Карим Масимов.
В частности, участники консорциума Agip KCO подписали новый меморандум о взаимопонимании, который закрепляет согласие всех коммерческих участников консорциума осуществить передачу доли в адрес дочерней организации «КазМунайГаза», что автоматически сделает ее крупнейшим участником кашаганского проекта. «Согласно документу, за счет уменьшения с 18,5 до 16,6% доли других крупных участников проекта, доля «КазМунайГаза» увеличится вдвое и составит 16,81%. За увеличение доли Казахстану необходимо будет внести около $1 млрд. 780 млн.», - отметил Карим Масимов.
«Сегодня мы имеем совершенно иные условия, выгодные Казахстану, - подчеркнул министр энергетики и минеральных ресурсов Сауат Мынбаев. - Мы достигли договоренности, что Казахстан на пропорциональной основе у всех существующих акционеров проекта купит дополнительную долю, и в результате долевое участие республики в проекте составит 16,81%. Кроме того, часть акций продадут два акционера с меньшей долей – ConocoPhillips и Inpex Holdings Inc. И поскольку это было пакетным решением, мы договорились, что цена за покупаемую долю составит $1,78 млрд. плюс проценты, которые будут начислены на эту сумму до момента платежа».
Кроме выкупа, по словам г-на Мынбаева, казахстанская сторона договорилась о возможном пакете денежных потоков в сумме $5 млрд. в пользу Казахстана. Эта сумма будет выплачиваться в течение всего времени реализации проекта – по прогнозам, до 2041 года. Так как месторождение Кашаган не единственный объект вложения капитала консорциума Agip KCO (в контрактную территорию буровых работ входят еще и нефтеносные структуры Каламкас, Актоты, Кайран, состоящие из 11 морских блоков с территорией более 5,6 тыс. кв. км), а общие извлекаемые запасы нефти Кашагана оцениваются как минимум в 8–9 млрд. баррелей, в целом можно рассчитывать на прибыль приблизительно в $20 млрд.
Назарбаев: «Баланс восстановлен»
«Теперь баланс справедливости восстановлен, – заявил в этот же день на встрече с участниками переговоров, представителями компаний Shell, Total, Eni, ExxonMobil, ConocoPhillips и Inpex президент РК Нурсултан Назарбаев. – Я думаю, что наша сторона тоже должна быть удовлетворена принятым решением. Хорошо, что в результате такого компромисса мы остались друзьями, партнерами. Есть уверенность, что в будущем проект будет иметь хорошую динамику». Согласен с Главой государства и исполнительный вице-президент компании Total Ив Луи Даррикарэр: «Наши новые договоренности вполне соответствуют как интересам Казахстана, так и интересам иностранных участников проекта. Теперь для нас самое главное – поскорее получить первую нефть на этом богатом месторождении».
Окончательные сроки начала добычи нефти ориентировочно будут определены в марте – предположительно, это конец 2011 года, пояснил, в свою очередь, министр энергетики и минеральных ресурсов. «По поводу сметной стоимости проекта: вносимые поправкой три изменения составляли $136 млрд. В рамках этой суммы мы утвердим около $26–27 млрд., которые предназначаются для реализации первой опытно-промышленной фазы проекта. Остальные суммы будут утверждены на последующих стадиях», - добавил Сауат Мынбаев.
А со стороны?
Между тем мнения экспертов нефтегазовой отрасли в отношении ситуации с Кашаганом расходятся. В настоящее время АО «НК «КазМунайГаз» стремится приобрести пятидесятипроцентную долю участия в разработке Кашагана. Именно этим, по словам Олега Егорова, доктора экономических наук, главного научного сотрудника Института экономики Министерства образования и науки РК, объясняется тот факт, что компания постепенно пытается скупать у участников консорциума их акции. Однако, считает он, подобная политика госкомпании не совсем верна. Во-первых, на сегодняшний день КМГ не располагает достаточными денежными активами для того, чтобы совершить такую сделку, поскольку компания имеет и другие нереализованные проекты по разработке нефтяных месторождений в Казахстане.
«Во-вторых, - комментирует эксперт, - даже если желаемая доля участия будет приобретена, для дальнейшей разработки и ввода месторождения в эксплуатацию потребуются очень крупные финансовые вливания, которые будут не по силам компании». В-третьих, для того, чтобы в будущем Кашаган давал ожидаемые объемы нефти, необходимо иметь хорошую техническую базу, а также специалистов, которые могли бы профессионально работать с оборудованием и иметь стаж работы в сфере добычи. «Сегодня в Казахстане нет ни того, ни другого. По этим причинам «КазМунайГазу» придется обратиться к иностранным инвесторам за помощью, причем как в денежном, так и в техническом отношении», - резюмирует г-н Егоров.
В свою очередь Александр Кузнецов, аналитик ИК «Проспект», считает, что стратегия КМГ хорошо продумана и соответствует той тенденции, которая четко оформилась почти во всех странах СНГ- государство должно контролировать самые важные отрасли экономики в стране, а к ним, в первую очередь, относится нефтяной сектор. Кроме того, говорит он, «это снижает риски при разработке Кашагана. Если иностранный инвестор в какой-то момент решит, что дальнейшая разработка неперспективна и просто «свернет» дела, то национальная компания несет ответственность за нефтеносную структуру и пользуется поддержкой со стороны правительства».
Между тем «Agip KCO давно изучает месторождение, и оно для него уже как свое. Поэтому менять расстановку сил сейчас, когда сроки разработки и без того отложены на 2010 год, нецелесообразно», - отметил Олег Егоров.
Комментируя развитие ситуации с разработкой Кашагана в дальнейшем, он добавил, что сейчас наиболее выгодным для Казахстана вариантом станет взыскать с консорциума неустойки за рост сметы расходов и перенос сроков разработки месторождения. «К тому же, - добавил г-н Егоров, - ситуацию с Кашаганом не стоит рассматривать, как стремление правительства национализировать стратегически важные активы в стране. Это всего лишь желание госкомпании иметь контрольный пакет акций в крупном отечественном проекте, который, по словам Нурсултана Назарбаева, позволит «КазМунайГазу» стать крупной компанией по меркам мирового нефтяного сообщества и поможет привлекать еще больший объем инвестиций».
Однако принятое государством решение расторгнуть соглашение о разделе продукции (СРП) с инвесторами может негативно отразиться на имидже Казахстана в глазах мирового сообщества. «Дело в том, что таким образом нарушается долгосрочное сотрудничество с иностранными компаниями, которые являются источником инвестиций в экономику страны, а это может оттолкнуть других потенциальных партнеров», - подчеркнул Александр Кузнецов.
Справка. Разногласия между консорциумом во главе с итальянской Eni и Правительством Казахстана обострились в конце июля, после того, как компания-оператор представила новую программу разработки месторождения: срок начала промышленной добычи нефти был перенесен с 2008 на 2010 год, а смета затрат увеличена с 57 до $136 млрд. Это вызвало резкую критику со стороны Астаны, рассчитывавшей с помощью «Кашагана» уже к 2015 году закрепиться на европейском рынке в качестве одного из основных поставщиков сырья. В августе Правительство Республики Казахстан организовало несколько внеплановых проверок проекта, по итогам которых предъявило Eni обвинения - от неуплаты налогов до нарушения правил пожарной безопасности.