Германия - инициатор новой стратегии ЕС
В конце прошлого года в столице Португалии был подписан Лиссабонский договор о реформах, который завершил долгую эпопею по принятию единой конституции Европейского союза. Большая заслуга в этом канцлера ФРГ Ангелы Меркель - основные пункты договора были разработаны во время немецкого председательства в ЕС.
О том, как развиваются отношения между Казахстаном и Германией, «Капитал.kz» рассказал Чрезвычайный и Полномочный Посол ФРГ в РК Райнер Ойген Шлагетер.
- Каким был минувший год для Германии, ведь возглавив правительство, Меркель, помнится, начала с мер непопулярных, однако уже в прошлом году известный экономический журнал «Форбс» назвал ее самой влиятельной женщиной в мире?
- Федеральный канцлер Германии в своем итоговом интервью положительно оценила результаты прошедшего года. По ее мнению, общий лозунг деятельности коалиционного кабинета — «инвестирование, санирование, реформирование» - полностью себя оправдал. А по данным Совета экономических консультантов, средний рост реального ВВП в Германии в текущем году составил около 2,6%.
Как особый успех правительство Германии отмечает улучшение ситуации на рынке труда: в октябре прошлого года, согласно статистике, число безработных составило 3,5 млн. человек, что на 650 тыс. меньше, чем в 2006 году. Неплохие прогнозы и на год наступивший: во многих отраслях ожидается повышение зарплаты, появятся новые рабочие места. С 1 июля 2007 года, впервые после нескольких лет застоя, правительство увеличило пенсию на 0,54%.
Что касается ее «непопулярных мер» – если верить последним социологическим опросам, правительству Ангелы Меркель вполне можно гордиться своей работой.
- И как сегодняшние успехи Германии сказываются на развитии казахстанско–германских отношений?
- Минувший год для казахстанско-германских отношений был особенно значимым: наши страны отметили 15-летие установления дипломатических отношений. Кроме того, 2007 год был богат на взаимные визиты, и начался он, напомню, с государственного визита Нурсултана Назарбаева в нашу страну. Одна из главных тем переговоров с Ангелой Меркель - перспективы развития взаимовыгодного сотрудничества и увеличение товарооборота.
По итогам минувшего года объем товарооборота между странами достиг 4,7 млрд. евро. Согласно последним статистическим данным, ФРГ инвестировала в Казахстан приблизительно 0,5 млрд. евро, Казахстан в Германию – 1,5 ммлрд. В отличие от США и Великобритании, ФРГ не имеет крупных нефтедобывающих компаний, поэтому в вашей стране ее привлекает не добыча углеводородного сырья, а развитие малого и среднего бизнеса в машиностроении, горнодобывающей промышленности, сельском хозяйстве, где немецкие фирмы традиционно сильны.
Уже сегодня в Казахстане успешно работают 160 зарегистрированных немецких компаний и более 400 предприятий с германским участием. В минувшем году в Берлине казахстанская корпорация «Казахмыс» презентовала еще один серьезный международный проект - немецкий металлургический комбинат. Это предприятие входит в четверку крупнейших производителей меди в Европе.
Кроме того, АО «Казына» договорилось с крупнейшей в Европе компанией «Тиссен крупп» о совместном финансировании завода по производству металлического кремня. Таким образом, сегодня Германию можно считать ключевым партнером Казахстана на европейском континенте.
- Но сама Германия, как и вся Европа, больше заинтересована в казахстанских энергоносителях?
- Правильнее - в поиске оптимальной модели стабильных поставок энергоносителей. Национальная система энергообеспечения Германии практически полностью зависит от импорта, а к 2018 году она будет импортировать сырье для выработки электроэнергии на 100%. Нефть уже сегодня импортируется на 97%, газ - на 83%, каменный уголь - более чем на 60%. Казахстан с 7% в этом списке стоит на 5-м месте.
Но это всего лишь первая сторона мотивации наших интересов - вопрос не только в энергетике. Дело в том, что сегодня возникает принципиально иная глобальная транспортная ситуация. Все политики отдают себе отчет в том, что торговые отношения большого Востока с Европейским Западом - это один из основных узлов мировой геоэкономики ХХI века. И Казахстан, как и Центральная Азия в целом, являются транспортным переходом между большим Востоком и большим Западом. Древние идеи Шелкового пути наполняются новым содержанием. И это - вторая сторона мотивации.
Третья сторона - мы должны трезво смотреть на развитие ситуации в регионе в целом, особенно в проблемных местах, в Афганистане, например. И, безусловно, глобальная борьба с терроризмом, наркотрафиком, создание превентивных механизмов противодействия этому - в наших общих интересах.
Недавно состоялось очередное, седьмое по счету заседание казахстанско-германской межправительственной группы, где обсуждались вопросы развития туризма и проблемы 250 тысяч этнических немцев, проживающих сегодня в Казахстане.
- В прошлом году страны ЕС активно работали над новой стратегией в Центральной Азии, где Германия выступила инициатором, а Казахстан - одним из главных локомотивов в ее осуществлении. С чем связана необходимость появления данного документа, и на каком этапе эта работа?
- Для начала я хотел бы напомнить, что и до немецкой инициативы отдельные страны имели свои концептуальные документы о том, как выстраивать отношения со странами Центральной Азии. В 2003 году, после событий 11 сентября 2001 года, когда фокус мировой политики неожиданно переместился на Афганистан, стало понятно, что без тесного сотрудничества государств данного региона обеспечить глобальную безопасность просто невозможно. И тогда Германия выработала свою собственную политику развития отношений с этими странами, а в 2006 году, в период германского председательства в ЕС, выступила с инициативой выработать стратегию нового партнерства между Евросоюзом и государствами Центральной Азии.
Центральная Азия сегодня – это регион, который имеет стратегическое значение для Европейского союза не только как поставщик энергоресурсов. Это важный регион с точки зрения поддержания стабильности и безопасности на всем евразийском континенте, и Казахстан здесь рассматривается как главный локомотив реализации стратегии нового партнерства. Ваши дипломаты принимали самое активное участие в разработке этого документа.
Первое сближение и определение позиций в кругу ЕС состоялось именно в Астане, в марте 2007 года. На основе рекомендаций, выработанных на этой встрече, уже в июне была принята стратегия нового партнерства. Первоначально данный документ планировался только в качестве концепции. Однако после консультаций и серьезной аналитической работы был выработан серьезный масштабный документ, определяющий контуры будущего сотрудничества, окончательный вариант которого будет представлен весной текущего года. Что касается основной идеи стратегии - это определение базовых границ и возможностей сотрудничества региона с крупными региональными объединениями, например, с ЕС и углубление сотрудничества между собой.
Напомню, в рамках стратегии предусмотрено выделение странам Центральной Азии 750 миллионов евро до 2013 года. Однако Казахстан заявил, что для него важнее не финансирование проектов, а экспертная техническая оценка, их техническое сопровождение для развития интеграционных процессов в регионе.
- Насколько я помню, речь тогда шла и об экспертно-технической оценке использования водных, энергетических ресурсов, прямом финансовом участии при реализации специальных программ, в образовательной сфере…
- И не только. Говорили также о финансовой поддержке бизнеса среднего класса, профессионально-технических школ, университетов. Например, казахстанско-германского университета в Алматы. Однако хочу еще раз отметить - речь шла не о распределении финансовых долей между странами, а о техническом и экспертном сопровождении проектов. Наряду с финансированием из бюджета ЕС предусмотрено также выделение инвестиций для реализации проектов «прорывного» характера Европейским инвестиционным банком и Европейским банком реконструкции и развития.
Как видите, это могут быть очень серьезные региональные проекты, и необязательно, чтобы в них участвовали сразу все пять стран региона. Это могут быть отдельные проекты, две или три страны… Насколько я знаю, сейчас в Казахстане рассматривается вопрос о создании института национального координатора по реализации стратегии ЕС в отношении стран Центральной Азии, а в качестве координатора будет выступать Министерство иностранных дел РК.
А чтобы стратегия быстрее стала реальностью, по предложению Казахстана каждая страна определяет шесть базовых направлений по ее реализации. Так называемую «дорожную карту» с указанием конкретных проектов, которые будут рассмотрены европейскими партнерами. Затем следующий этап - имплементация и реализация проектов.