Страны намерены развивать туризм
Аналитики прогнозируют, что россияне не раньше, чем через десять лет поедут в Европу без визы. Подвергая критике заявление главы комитета Госдумы РФ по международным делам Константина Косачева, который сообщил, что РФ и ЕС готовы перейти на безвизовый режим уже через два-три года, эксперты в один голос заявили - даже при хороших отношениях, какими они были в конце 1990-х и начале 2000-х годов, введение безвизового режима раньше чем через десять лет невозможно.
«Заявление г-на Косачева многим показалось сенсационным - еще бы, ведь за все время разговоров о либерализации визового режима между РФ и ЕС конкретных сроков никто ни разу не называл», - пишет РБК Daily. Представители Еврокомиссии уже дали понять, что не готовы разделить оптимизм Константина Косачева. «В российско-европейском диалоге по визовым вопросам есть позитивные результаты. Однако для перехода на безвизовый режим нам необходимы надежные проездные документы и усиление обмена информацией между правоохранительными органами. Обе стороны рассматривают отмену виз в качестве долгосрочной цели», - пишет источник со ссылкой на заявление представителя Еврокомиссии в России Марка Франко, который не стал делать никаких прогнозов по срокам. В то же время в брюссельской штаб-квартире Еврокомиссии сообщили, что «визовый диалог продвигается хорошо, и стороны делают все, чтобы облегчить передвижение путешественников», однако какие-либо детали комментировать отказались.
Процесс согласования окончательных сроков отмены виз между Россией и Евросоюзом может быть осложнен и в силу противодействия ряда европейских государств. «Евросоюз делится на старых членов и новых. Именно последние, имеющие ярко выраженные региональные интересы, могут отрицательно повлиять на ход реализации намерений по установлению безвизового режима», - отметил в беседе с РБК Daily генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин. По мнению директора программ по России и Евразии Chatham House Джеймса Никси, отмена виз слишком крупная операция, а высказанная концепция «ненормальна».
Между тем, ко времени отмены виз, а именно лет через двадцать Россия может стать таким же популярным местом отдыха, как Италия, Франция или Швейцария, - ей надо просто воспользоваться зарубежным опытом развития туризма.
В частности, «куда проще продать Россию туристическую, чем Россию инженерно-технологическую», - говорит журналу Smart Money президент ВАО «Интурист» Александр Арутюнов. По его мнению, зарабатывать на IT-системах или новых материалах будет куда сложнее, в этих областях РФ будет соревноваться с мировыми гигантами. И не факт, что у российских продуктов найдутся достаточные преимущества. Другое дело - туризм.
В том, чтобы раскрутить Россию, нет ничего невозможного, ведь у других стран это получилось. В свое время туристическая отрасль в Турции начала развиваться после того, как местное правительство озаботилось вопросами наполнения бюджета и проблемой безработицы многомиллионного населения страны. По тому же пути идут и другие государства.
Но слепо копировать опыт южных стран не стоит: у них лучше климат, больше теплых морей и песчаных пляжей. Туристы в массе своей предпочитают пляжный отдых, а чисто экскурсионные туры большим спросом не пользуются. Выход - комбинированные туры, в которых экскурсии сочетаются с пляжным отдыхом. То, что в России холоднее, чем в Турции или Египте, г-на Арутюнова не смущает: «В Швейцарии на их озерах полно гостиниц и домов отдыха, и люди туда едут. А у нас пресноводных ресурсов куда больше».
Но даже если заинтересовать иностранцев не удастся, работающие в сфере туризма компании не прогадают. У России огромный резерв для внутреннего туризма. Через 15-20 лет регулярно ездить отдыхать будет примерно 85% населения России - скажется рост благосостояния. «Мы уже сейчас видим, что у многих россиян, в том числе и весьма обеспеченных, есть интерес к Горному Алтаю и другим нашим курортам», - отмечает г-н Арутюнов. Еще больше будет спрос со стороны стран СНГ: для 140 млн. граждан из республик бывшего СССР съездить отдохнуть в Россию куда привычнее и проще, чем на Средиземное море.
Изменятся через 15-20 лет и туристические компании. По мнению Александра Арутюнова, будет огромный туристический портал, где пользователь сможет собирать туры в соответствии со своими потребностями и возможностями. Портал - это не просто база предложений с картинками, а полноценный инструмент, позволяющий, к примеру, виртуально посетить выбранную гостиницу и пройтись по курорту, на который ты собрался поехать.
Кроме того, десятки тысяч турагентов, которые выполняют сегодня роль посредника между клиентом и туроператором, исчезнут. Останутся лишь три-четыре глобальных провайдера услуг, да нишевые туристические бутики, которые будут продавать отдых стоимостью от $20 000. Зачатки такого подхода есть уже сегодня - например, портал Expedia.com, услугами которого пользуются и российские туристы.
Только ядро этой системы обойдется в десятки миллионов долларов. Но прибыль покроет все расходы. Ведь глобализация будет только усиливаться, а вместе с ней будет расти и туристический рынок. Те, кто первым внедрит новую модель бизнеса, и станут лидерами будущего многомиллиардного рынка. Вопрос только в том, в каких странах будут тратиться эти миллиарды.
Казахстан также не хочет оставаться в стороне. Известно, что только по прорывным проектам страна намерена потратить на создание туристического центра «Жана Иле» в Алматинской области пропускной способностью в 10 млн. посетителей в год порядка $10 млрд. Еще $1,2 млрд. будут затрачены на развитие горнолыжного курорта «Медеу-Шымбулак». Насколько верен расчет по количеству потенциальных туристов – судить сложно.