USD
498.34₸
+3.470
EUR
519.72₸
-0.930
RUB
4.85₸
-0.060
BRENT
75.28$
BTC
98705.90$
-60.100

Агрессия усиливает инвестиции

Проект экспортного терминала для казахстанского зерна «переехал» в БатумиЭкономисты в Тбилиси строили догадки о дальнейшей судьб...

Share
Share
Share
Tweet
Share

Проект экспортного терминала для казахстанского зерна «переехал» в Батуми

Экономисты в Тбилиси строили догадки о дальнейшей судьбе проекта, в реализацию которого планировалось вложить около $10 млн. казахстанских инвестиций. Вопросы возникли после того, как министр сельского хозяйства РК Ахылбек Куришбаев заявил, что Казахстан не будет строить зерновой терминал в Поти «в связи с ситуацией в Грузии», а через неделю его пресс-служба уточнила, что «Продовольственная контрактная корпорация» (входит в национальный холдинг «КазАгро») не отказывается полностью от этой идеи, но может поменять партнера с грузинской стороны. Разъяснил ситуацию временный поверенный в делах РК в Грузии Игорь Мусалимов. Он сообщил, что экспортный зерновой терминал будет сооружен в другом грузинском порту – Батуми, право управления которым на 49 лет принадлежит «КазМунайГазу». Этот вопрос уже обсуждался с властями Аджарии, и их согласие на строительство объекта получено.

Г-н Мусалимов отметил, что вопрос строительства в Поти терминала для экспорта казахстанского зерна в страны черноморского региона и Средиземноморья обсуждался в течение почти двух лет, «и вроде все было согласовано», но в последний момент стороны отказались от ранее достигнутой договоренности, в результате чего проект остановился. Напомним, что в 2007 году соглашение по проекту было достигнуто между синдикатом казахстанских банков и Министерством сельского хозяйства и продовольствия Грузии. Предполагалось, что АО «Ак Бидай - Терминал» (дочерняя фирма «Продкорпорации»,) и АО «Потийский мельзавод» договорились учредить на паритетных началах казахстанско-грузинскую компанию «Потийский зерновой терминал». Но затем стороны разошлись в вопросе формирования уставного капитала, в который казахстанский инвестор обязался вложить $9 млн., а грузинский партнер - земельный участок площадью 4 га и денежные средства. С оценкой этой земли и возникли трудности: казахи оценивают участок в $4 млн., а грузины – в два раза больше.

Теперь «Продкорпорация» займется формированием СП с ООО «Батумский морской порт». О технических параметрах будущего зернового терминала пока никто не говорит. Но вряд ли они будут сильно отличаться от потийского проекта, где первоначальную мощность предполагалось установить на уровне 24 тыс. тонн с тем, чтобы в дальнейшем довести эту цифру до 30 тыс. и пропускать ежегодно на европейские рынки 600-700 тыс. тонн зерна. На этот проект в республиканском бюджете Казахстана на 2008 год предусмотрен 1 млрд. тенге, а в 2007 году из бюджета были выделены 151,2 млн. тенге на разработку технико-экономического обоснования и проектно-сметной документации по терминалу.

Глава национальной нефтегазовой компании Каиргельды Кабылдин положил конец еще одним слухам, заявив, что Казахстан не намерен продавать Батумский нефтяной терминал, в котором имеет «стратегические интересы».

Вопросы об этом грузинские журналисты задавали на прошлой неделе руководителю румынской компании Rompetrol (контрольный пакет акций которой приобрел «КазМунайГаз») Дину Патричу, приехавшему по делам в Тбилиси. В интервью программе «Бизнес-курьер» грузинской телекомпании «Рустави-2» совладелец румынской компании заявил, что готов самостоятельно инвестировать в Батумский нефтяной терминал, если казахстанские партнеры откажутся от этого проекта. «Возможно, я лично подключусь к данному проекту с собственными инвестициями, - сказал глава румынской компании. - Мы создаем собственный маршрут транспортировки азербайджанской нефти, который обходится нам в сотни миллионов долларов и проходит через Грузию. Поэтому узловой пункт данного маршрута – Батумский нефтяной терминал – имеет для нас решающее значение. Во всяком случае, для Rompetrol».

Он отметил, что новый терминал в Румынии, строительство которого должно завершиться в скором времени, будет пропускать частично российскую, а частично – каспийскую нефть, и объем прокачки составит около 25 млн. тонн в год. «Когда мы начали строительство нового терминала, то делали расчет именно на транзит каспийской нефти через Грузию», - подчеркнул глава Rompetrol.

Что касается перспектив строительства нефтеперерабатывающего завода в Батуми, то Дину Патричу сказал, что казахстанские партнеры пока не сообщали ему о решении отказаться от этого проекта. Кроме того, румынский бизнесмен анонсировал расширение присутствия Rompetrol на грузинском рынке, отметив, что всегда интересовался инвестированием в Грузии, «а после войны с Россией инвестирование здесь приобрело особое значение». В частности, бензозаправочная сеть компании увеличится за полгода на 15 новых станций, а также обогатится сервисом мобильных заправок. «По моей инициативе также произойдет инвестирование в сферу энергетики и на рынке недвижимости… Честно говоря, войти на рынок недвижимости (Грузии) я решил именно в качестве ответа на российскую агрессию», - заявил Дину Патричу.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.