Агрессия усиливает инвестиции
АВТОР

09.10.2008 • 10:22 842

Агрессия усиливает инвестиции

Проект экспортного терминала для казахстанского зерна «переехал» в Батуми

Экономисты в Тбилиси строили догадки о дальнейшей судьбе проекта, в реализацию которого планировалось вложить около $10 млн. казахстанских инвестиций. Вопросы возникли после того, как министр сельского хозяйства РК Ахылбек Куришбаев заявил, что Казахстан не будет строить зерновой терминал в Поти «в связи с ситуацией в Грузии», а через неделю его пресс-служба уточнила, что «Продовольственная контрактная корпорация» (входит в национальный холдинг «КазАгро») не отказывается полностью от этой идеи, но может поменять партнера с грузинской стороны. Разъяснил ситуацию временный поверенный в делах РК в Грузии Игорь Мусалимов. Он сообщил, что экспортный зерновой терминал будет сооружен в другом грузинском порту – Батуми, право управления которым на 49 лет принадлежит «КазМунайГазу». Этот вопрос уже обсуждался с властями Аджарии, и их согласие на строительство объекта получено.

Г-н Мусалимов отметил, что вопрос строительства в Поти терминала для экспорта казахстанского зерна в страны черноморского региона и Средиземноморья обсуждался в течение почти двух лет, «и вроде все было согласовано», но в последний момент стороны отказались от ранее достигнутой договоренности, в результате чего проект остановился. Напомним, что в 2007 году соглашение по проекту было достигнуто между синдикатом казахстанских банков и Министерством сельского хозяйства и продовольствия Грузии. Предполагалось, что АО «Ак Бидай - Терминал» (дочерняя фирма «Продкорпорации»,) и АО «Потийский мельзавод» договорились учредить на паритетных началах казахстанско-грузинскую компанию «Потийский зерновой терминал». Но затем стороны разошлись в вопросе формирования уставного капитала, в который казахстанский инвестор обязался вложить $9 млн., а грузинский партнер - земельный участок площадью 4 га и денежные средства. С оценкой этой земли и возникли трудности: казахи оценивают участок в $4 млн., а грузины – в два раза больше.

Теперь «Продкорпорация» займется формированием СП с ООО «Батумский морской порт». О технических параметрах будущего зернового терминала пока никто не говорит. Но вряд ли они будут сильно отличаться от потийского проекта, где первоначальную мощность предполагалось установить на уровне 24 тыс. тонн с тем, чтобы в дальнейшем довести эту цифру до 30 тыс. и пропускать ежегодно на европейские рынки 600-700 тыс. тонн зерна. На этот проект в республиканском бюджете Казахстана на 2008 год предусмотрен 1 млрд. тенге, а в 2007 году из бюджета были выделены 151,2 млн. тенге на разработку технико-экономического обоснования и проектно-сметной документации по терминалу.

Глава национальной нефтегазовой компании Каиргельды Кабылдин положил конец еще одним слухам, заявив, что Казахстан не намерен продавать Батумский нефтяной терминал, в котором имеет «стратегические интересы».

Вопросы об этом грузинские журналисты задавали на прошлой неделе руководителю румынской компании Rompetrol (контрольный пакет акций которой приобрел «КазМунайГаз») Дину Патричу, приехавшему по делам в Тбилиси. В интервью программе «Бизнес-курьер» грузинской телекомпании «Рустави-2» совладелец румынской компании заявил, что готов самостоятельно инвестировать в Батумский нефтяной терминал, если казахстанские партнеры откажутся от этого проекта. «Возможно, я лично подключусь к данному проекту с собственными инвестициями, - сказал глава румынской компании. - Мы создаем собственный маршрут транспортировки азербайджанской нефти, который обходится нам в сотни миллионов долларов и проходит через Грузию. Поэтому узловой пункт данного маршрута – Батумский нефтяной терминал – имеет для нас решающее значение. Во всяком случае, для Rompetrol».

Он отметил, что новый терминал в Румынии, строительство которого должно завершиться в скором времени, будет пропускать частично российскую, а частично – каспийскую нефть, и объем прокачки составит около 25 млн. тонн в год. «Когда мы начали строительство нового терминала, то делали расчет именно на транзит каспийской нефти через Грузию», - подчеркнул глава Rompetrol.

Что касается перспектив строительства нефтеперерабатывающего завода в Батуми, то Дину Патричу сказал, что казахстанские партнеры пока не сообщали ему о решении отказаться от этого проекта. Кроме того, румынский бизнесмен анонсировал расширение присутствия Rompetrol на грузинском рынке, отметив, что всегда интересовался инвестированием в Грузии, «а после войны с Россией инвестирование здесь приобрело особое значение». В частности, бензозаправочная сеть компании увеличится за полгода на 15 новых станций, а также обогатится сервисом мобильных заправок. «По моей инициативе также произойдет инвестирование в сферу энергетики и на рынке недвижимости… Честно говоря, войти на рынок недвижимости (Грузии) я решил именно в качестве ответа на российскую агрессию», - заявил Дину Патричу.

Узнавайте больше об интересных событиях в Казахстане и за рубежом.
Подписывайтесь на нас в Telegram

Заметили опечатку? Выделите ее мышью и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

зерно нефть Грузия Батуми зерновой терминал

09.10.2008 • 10:22 842

Поделиться
Агрессия усиливает инвестиции
  • Центр деловой информации Kapital.kz — информационное агентство, информирующее о событиях в экономике, бизнесе и финансах в Казахстане и за рубежом. При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции. Редакция Kapital.kz не всегда разделяет мнения авторов статей. При нарушении условий размещения материалов редакция делового портала имеет право на решение спорных моментов в законодательном порядке.

  • Яндекс.Метрика
    Система Orphus