прогнозируется на конец следующего года
Мировой рынок финансовых услуг, соответствующих предписаниям Корана и нормам шариата, за последнее десятилетие вырос втрое, с $150 млрд. в середине 90-х годов до $531 млрд. в 2006 году. При этом, по оценкам рейтингового агентства Standard & Poor’s, он обладает семикратным потенциалом развития - до $4 трлн. Другие аналитики полагают, что рост активов исламских финансовых организаций к 2013 году может достигнуть $1 трлн.
О перспективах роста рынка исламского финансирования в Казахстане и его привлекательности для населения республики «Капитал.kz» рассказал Едиге Алпысбай, управляющий партнер «Kausar Consalting Kazakhstan».
- Какие инструменты исламского финансирования планируется внедрять в Казахстане?
Мы рассматриваем исламскую систему как альтернативную систему финансирования со своими инструментами. Эта система включает в себя банковскую систему, систему страхования, исламские фонды и ценные бумаги.
Основное отличие исламского банкинга от традиционной системы заключается в том, что в исламском банкинге отсутствует ссудный процент, но есть другие инструменты для привлечения депозитов и финансирования. По депозитам, это долевое участие, то есть любой депозитор, вкладывая свои деньги, участвует в прибыли банка, плюс его сберегательные счета. По блоку финансирования – это использование собственных исламских инструментов. Первое, это когда банк работает как партнер проекта, финансируя его, и тем самым участвует как в прибыли, так и в убытках (мудараба, мушарака). И второе – это проектное финансирование, используя такие инструменты, как мурабаха и иджара, другие услуги, которые основаны на комиссионном вознаграждении, такие как аккредитив, сейфовые услуги, гарантийные письма, обмен валют, например, все они приемлемы в исламских банках.
Стоит отметить, что принципы работы по существу схожи с традиционными, однако необходимо знать и учитывать все тонкости работы с исламскими инструментами. Например, мурабаха - купля-продажа в рассрочку, этот продукт используется при приобретении дорогостоящих предметов, когда в процесс купли-продажи вовлекается сторона, приобретающая товар у третьей стороны и продающая его потребителю по заранее оговоренной стоимости с определенной наценкой, которая будет им выплачена не сразу, а в будущем, через определенное время (в рассрочку).
Пример: клиенту нужны средства для покупки недвижимости, оборудования или сырья. Банк покупает этот товар и продает клиенту с надбавкой в рассрочку. Со стороны данный инструмент очень похож на обычное кредитование, но по сути это не так, потому, что здесь есть отношение товар-деньги. И банк деньги оплачивает именно поставщику товара, а не передает их клиенту.
Мушарака представляет собой совместное предприятие, куда и банк, и клиент инвестируют (деньгами или другими активами), и в котором партнеры делят прибыль и убытки по заранее оговоренному соотношению или в соответствующей пропорции.
При мудараба один партнер предоставляет финансовые средства, а второй ими управляет. Между двумя сторонами заключается контракт: одна сторона, рабб эль-маль, собственник-бенефициарий или компаньон-вкладчик, доверяет денежные средства другой стороне, называемой мудариб (лицо, распоряжающееся имуществом, иначе, партнер-исполнитель).
Мудариб использует финансовые средства таким образом, как он договорился с рабб эль-маль, и возвращает ему основную сумму, а также заранее оговоренную долю прибыли, оставляя остальное себе. Инвестор не отвечает за убытки, превышающие размеры внесенного долевого взноса. Мудариб несет убытки только своими затраченными временем и усилиями.
Иджара схож с лизингом, и чаще всего он используется для покупки автомобилей, техники, судов или недвижимости с оплатой в рассрочку в течение определенного времени за определенную цену.
- Чем отличаются исламские ПИФы от традиционных?
Отличие исламских ПИФов от других заключается в том, что средства не могут быть инвестированы в компании (и в акции компаний), производящие свинину, алкоголь, табак, торгующие этой продукцией; страховые и финансовые компании, живущие за счет процентов от сделок, а также производители и продавцы оружия и боевой техники. Кроме того, инвестиционный портфель исламских ПИФов не могут содержать облигации и паи фондов, основанные на ссудном проценте. Сейчас наша компания консультирует одну компанию, которая находится на стадии создания именно исламского ПИФа.
Потенциальными пайщиками являются не только инвесторы - мусульмане, которые вкладывают средства по закону шариата, это также и местные инвесторы, которые хотят диверсифицировать свой портфель в сторону исламского рынка. К примеру, в Малайзии, которая является лидером по развитию исламского финансирования, 40% клиентов исламских банков – не являются мусульманами.
- Какие необходимы условия для привлечения исламского финансирования в Казахстан, и когда, на Ваш взгляд, этот сегмент рынка начнет свое развитие в стране?
- В настоящее время Казахстан активно адаптируется к мировой финансовой системе, в том числе и к исламским принципам финансирования. В первую очередь, это, конечно, законодательная база и соответствие всем правилам шариата по запрещенной продукции и т. д. Но, как вы знаете, законопроект по развитию исламского финансирования в Казахстане уже готов, скоро он будет передан в парламент, до конца года ожидается принятие этого закона. К концу уже следующего года, я считаю, исламские банки смогут уже полноценно работать в Казахстане. Уже есть несколько банков, которые готовы к получению лицензии исламского банка для работы в республике. Единственной проблемой выступает такой фактор, как незнание механизма функционирования исламских инструментов. К тому же необходимо добиться понимания людей о том, что это не религиозная акция, а поиск альтернативной системы финансирования.
В целом, для страны это даст новый источник привлечения денег. К тому же в Казахстане живут мусульмане, которые хотят жить и, соответственно, вкладывать деньги по принципам шариата, и их число с каждым днем растет. Это возможность привлечения в экономику дополнительных неинвестируемых ранее средств.
- В чем заключается успех исламского банкинга при отсутствии ссудного портфеля?
- Многие считают, что беспроцентный банкинг - бездоходный и бесприбыльный. Но это не так, потому что существует несколько видов дохода: это прибыль – дивиденды, арендный доход, когда вы продаете право пользования и ссудный процент. Исламский банкинг зарабатывает на аренде и дивидендах. Он активно начал работать после 60-70-х годов прошлого века, до этого времени все исламские страны работали по традиционной системе. Сегодня в силу того, что спрос рождает предложение, исламский банкинг все больше набирает обороты. Основная часть нефтедолларов находится именно в исламских странах, соответственно ликвидность в указанном регионе находится на высоком уровне. Эти деньги нуждаются в инвестировании, но собственники таких средств требуют, чтобы деньги инвестировались по принципам ислама. Поэтому многие западные банки ищут инструменты, которые соответствовали бы принципам исламского банкинга.
На мой взгляд, экономика, работающая по принципам исламского финансирования, менее подвержена рискам, вот почему рост данного рынка очень высок, в среднем эта цифра достигает 10-15%.