Налоги прижмут нефтегазовый сектор
Правительство внесло на рассмотрение в парламент проект нового Налогового кодекса, который предусматривает существенные изменения в налогообложении недропользователей. Юридическую оценку возможности распространения нового Налогового кодекса на ранее заключенные контракты на недропользование в интервью «Капитал.kz» провел партнер юридической фирмы GRATA, руководитель департамента «Налоговое право» Алмат Даумов.
- Алмат, какие модели налогового режима применяются на сегодняшний день в Казахстане, и какие изменения будут внесены в налогообложение недропользователей?
- Сейчас применяются такие модели налогового режима недропользователей, как контракт на недропользование и соглашение о разделе продукции (СРП). Контракт на недропользование предусматривает уплату всех налогов и других обязательных платежей в бюджет, кроме доли Республики Казахстан по разделу продукции. Соглашение о разделе продукции предусматривает уплату со стороны налогоплательщиков корпоративного подоходного налога, налога на добавленную стоимость и доли РК по разделу продукции. Остальные налоги (налог на сверхприбыль, рентный налог, роялти, акциз, земельный налог и налог на имущество) недропользователи, работающие по СРП, не уплачивают.
Следует отметить то, что налоговые режимы по контрактам на недропользование нужно разделять на контракты, заключенные до 1 января 2004 года; и контракты, заключенные после 1 января 2004 года. Различие между ними состоит в том, что первые из них защищены гарантией стабильности налогового режима и сохраняют свою силу в течение всего срока действия контракта.
Основные изменения сейчас заключаются в уменьшении ставки КПН до 20-15%, снижении ставки НДС с 13 до 12%, а также замены роялти новым налогом на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Ставка нового налога будет составлять от 7 до 20% по сырой нефти и 10% по природному газу в зависимости от мировых цен на эти товары.
- В чем заключается основное отличие роялти от НДПИ?
- При НДПИ будет облагаться стоимость объема добытых недропользователем за налоговый период полезных ископаемых, причем его ставка будет снижена при поставках нефти и газа на внутренний рынок. По сырой нефти и газовому конденсату – в 2 раза, и от 0,5 до 1,5% по природному газу. Отличие роялти от НДПИ заключается в том, что при расчете первого учитываются транспортные и сопутствующие расходы недропользователя, а при расчете НДПИ такие расходы учтены не будут. Кроме того, существует различие по ставкам налогов: ставка по роялти составляет 2-6%.
- Какие проблемные вопросы в части налогообложения недропользователей можно выделить в проекте нового Налогового кодекса?
- В первую очередь, это противоречивый расчет коэффициента налоговой нагрузки на недропользователей. Методика расчета коэффициента налоговой нагрузки в Казахстане подразумевает расчет отношения уплаченной суммы налогов к совокупному годовому доходу налогоплательщика без учета расходов. Однако в мировой практике такой коэффициент рассчитывается с учетом расходов налогоплательщика. По нашим расчетам, в случае снижения цен на нефть уровень налоговой нагрузки значительно увеличивается. В той ситуации, которая сложилась сегодня на мировых рынках, данный факт является весьма тревожным. Так, по некоторым предприятиям при цене на нефть $60 за баррель налоговая нагрузка может составлять около 75%. С учетом высокого уровня инфляции в Казахстане подобная налоговая нагрузка может означать убыточность проекта. По данным Министерства экономики и бюджетного планирования РК, вследствие вводимых изменений налоговая нагрузка на недропользователей увеличится с 49 до 62% при цене на нефть $60 за баррель. Однако расчет налоговой нагрузки по недропользователям показал иные данные. В некоторых случаях налоговая нагрузка при цене $60 за баррель составит около 72-74%, при цене $100 за баррель - около 63%.
Кроме того, среди спорных и проблемных моментов следует особенно отметить планируемую одностороннюю отмену государством стабильности налогового режима. Согласно положениям проекта нового Налогового Кодекса, налоговый режим стабилен и сохраняет силу только по СРП и контрактам на недропользование, которые утверждены законодательным актом РК. Юридически контракт на недропользование ничем не отличается от СРП, так как оба являются формами контракта на недропользование и имеют одинаковую юридическую силу. Различия между контрактами на недропользование, утвержденными актом уполномоченного органа о регистрации контракта, и контрактами на недропользование, утвержденными законодательным актом РК, отсутствуют. Ведь в законодательстве РК никогда не было положений о необходимости утверждения контракта на недропользование законодательным актом, контракты заключались Министерством энергетики и минеральных ресурсов, а также Агентством РК по инвестициям. Эти государственные органы были уполномочены правительством на подписание контрактов с инвесторами от имени государства.
- Получается, что новый Налоговый кодекс не может быть применим к деятельности недропользователей по контрактам, в которых закреплена стабильность налогового режима?
- Если давать юридическую оценку стабильности налогового режима, закрепленного в контрактах на недропользование, а также возможности распространения нового Налогового кодекса РК на контракты, которые были до 1 января 2004 года, то следует отметить целый ряд важных моментов. Во-первых, контракт на недропользование является договором между Республикой Казахстан и инвестором и обязателен для сторон. Стабильность налогового режима прямо закреплена в контракте на недропользование, и говорит о том, что стороны обязаны соблюдать гарантии стабильности налогового режима по контракту до окончания его срока действия. Это означает, что Казахстан не может налагать новые налоги и увеличивать текущие налоги на таких недропользователей. Во-вторых, стабильность налогового режима неоднократно закреплена в положениях законодательства РК об инвестициях, нормах Закона РК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» 1995 года, а также текущего Налогового кодекса. Иными словами, имелись все необходимые законодательные основы для закрепления стабильности налогового режима в данных контрактах. Кроме того, стабильность налогового режима подтверждена судебной практикой РК. То есть Налоговый кодекс не может быть применим к контрактам на недропользование, в которых закреплена стабильность налогового режима. Ведь с юридической точки зрения он является обязательным для исполнения сторонами, заключившими его, в том числе и Республикой Казахстан. Я считаю, что единственная возможность распространения нового Налогового кодекса в отношении таких недропользователей - внесение изменений и дополнений в контракт в части пересмотра налогового режима, то есть только по обоюдному согласию сторон.