Капитал мобильнее трудовых ресурсов
АВТОР

23.10.2008 • 08:43 845

Капитал мобильнее трудовых ресурсов

Евросоюз опять консультирует Казахстан

Насколько целесообразно ныне продолжать переговоры по вступлению во Всемирную торговую организацию? По мнению руководителя проекта ЕС «Содействие в развитии стратегического диалога и программы консультаций в РК» (СДПК) Джорджа Мирогианниса, вхождение в ВТО предполагает определенные издержки и преимущества. 

Проект, финансируемый Европейским союзом (3,2  млн. евро), направлен на консультирование по запросам Правительства Казахстана в области стратегических и правовых вопросов для экономического и социального развития страны. Проект находится под руководством консорциума, который состоит из DMI Associates (Франция), IBF (Бельгия), INCOM (Греция) и PPRC (Казахстан).

Г-н Мирогианнис в интервью «Капитал.kz» рассказал о плюсах и минусах вхождения в ВТО для экономики Казахстана.

Вхождение во Всемирную торговую организацию – очень трудный, сложный, дорогой, длительный и требовательный процесс, подразумевающий изменение тарифов и инструментов торгового регулирования,  в политике поддержки местного производителя, включая регулирование сельского хозяйства, а также правовых и институциональных корректировок для полного соответствия условиям соглашений по ВТО.

После двенадцати лет непростых переговоров достигнут значительный прогресс, и Казахстан подписал много двусторонних протоколов с некоторыми из своих торговых партнеров. Но до сих пор остаются открытыми вопросы двусторонних отношений и вопросы общего характера, ждущие своего разрешения.

Очевидно, вхождение в ВТО предполагает определенные издержки и преимущества. Оценить возможные плюсы и минусы – непростая задача. Однако можно коротко пройтись по ожидаемым недостаткам и преимуществам.

Начнем с преимуществ. Первый плюс ВТО – это то, что правительства ожидают получить доступ на рынки экспорта на более совершенном уровне. При этом вхождение во Всемирную торговую организацию не отражается на тарифах РНБ (Режим наибольшего благоприятствования) торговых партнеров страны, входящей в ВТО. Следовательно, экономический эффект, ожидаемый от выхода на рынки, в принципе будет достигнут в долгосрочной перспективе взамен обязательств, взятых во время торговых переговоров. В краткосрочной же перспективе преимущества можно достичь, отказавшись от торговых мер дискриминации в отношении партнеров входящей страны.

Вторым источником экономического эффекта является доверие, предсказуемость, безопасность и транспарентность правительственной политики. Ясно, что членство в ВТО подразумевает предсказуемую бизнес-среду и дает гарантии инвестору в необратимости принятых норм. Привлечение прямых иностранных инвестиций является критически важной долгосрочной стратегической целью Казахстана для обеспечения диверсификации национальной экономики, активизации экспорта и устойчивого развития.

Теперь поговорим о минусах. Основные недостатки, связанные с вхождением в ВТО,  - это так называемые издержки по внедрению и корректировке. Страны, вступающие в организацию, обычно вынуждены проводить значительные изменения для соответствия требованиям ВТО, а также для того, чтобы надлежащим образом исполнять обязательства. Расходы на реализацию и корректировку можно разделить на более широкие категории, так называемые государственные и частные.

Государственные затраты, то есть бюджетные расходы по вхождению, будут оправданно значительными и включают помимо остальных затрат, расходы, связанные с гармонизацией инструментов регулирования самой страны с нормами ВТО, а также и затраты, связанные с институциональными изменениями по внедрению соглашений организации, например, СФС (Соглашение по применению санитарных и фитосанитарных мер) и ТБТ (Соглашение по техническим барьерам в торговле), которые подразумевают существенные улучшения в административных функциях и дополнительные изменения в технологиях и новых инструментах.

Частные расходы являются наиболее противоречивыми. Они - следствие изменения соответствующих цен и условий конкуренции, связанных с вхождением в ВТО. Либерализация торгового режима страны ведет к изменению местных цен на продукты и услуги, которые, в свою очередь, оказывают конкурентное давление на те отрасли промышленности, которые были защищены тарифами или квотами. А это уже создает стимул для ресурсов – капитала и труда – перемещаться в те отрасли, которые являются наиболее прибыльными и эффективными. Процесс перетекания ресурсов проходит не без затрат, так как трудовым ресурсам требуется переквалификация (или необходимо учитывать расходы на безработицу в общие расходы по корректировке).

Капитал более мобилен по сравнению с трудовыми ресурсами, но инвесторы также подсчитают расходы по корректировке и примут во внимание его невозвратимые издержки. Расходы по корректировке на самом деле являются частными расходами (private costs), но на них оказывает сильное влияние экономическая политика. Конечно же, очень редко происходит, когда частные затраты по корректировке полностью финансируются только частными индивидуумами или компаниями. Обычная практика, когда правительства делят финансирование затрат для продвижения мер по регулировке к условиям ВТО. Данные меры включают, например, мероприятия по переквалификации трудовых ресурсов, поддержке безработицы, и т.д., все указанные меры, вынуждают правительства организовывать ведение бизнеса иначе, чем раньше.

Существуют, по крайней мере, два фактора, которые надо учесть. Участвуя в институте мировой торговой системы, то есть став членом ВТО, страна может избежать участи жертвы дискриминационной торговли со стороны торговых партнеров в периоды мировых экономических смятений. Другими словами, изоляция от общемировой системы торговли совсем не обязательно подразумевает смягчение или избежание последствий экономического кризиса или спада. Наоборот, последствия экономического кризиса могут быть чрезвычайно преувеличены в результате дискриминационной торговой политики со стороны торговых партнеров.

Второй фактор – это та императивная роль, которую играют внутренние реформы и корректировки в обеспечении экономического эффекта и снижения издержек при вступлении в ВТО. Или другими словами, процесс вхождения работает лучше в тех случаях, когда параллельно имеются на повестке дня вопросы реформ национальной внутренней экономической политики. 

Сельское хозяйство – один из ключевых секторов экономики Казахстана, и он играет основную роль в ходе переговоров. Вопросы реформ в этом секторе являются обязательным элементом в обеспечении мягкого ввода сельского хозяйства в более конкурентную среду и его устойчивого развития. Фактически реформы внутриэкономической политики и либерализации сельскохозяйственной торговли являются взаимоусиливающими процессами. В данном отношении проект СДПК путем предоставления поддержки соответствующим госорганам и агентствам казахстанского правительства проводит оценку эффективности инструментов агропромышленной политики и мер, предпринимаемых и нацеленных на устойчивое развитие этого сектора экономики и его ровной интеграции в более конкурентную среду по вступлению страны в ВТО.

Узнавайте больше об интересных событиях в Казахстане и за рубежом.
Подписывайтесь на нас в Telegram

Заметили опечатку? Выделите ее мышью и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

ВТО членство в ВТО

23.10.2008 • 08:43 845

Поделиться
Капитал мобильнее трудовых ресурсов
  • Центр деловой информации Kapital.kz — информационное агентство, информирующее о событиях в экономике, бизнесе и финансах в Казахстане и за рубежом. При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции. Редакция Kapital.kz не всегда разделяет мнения авторов статей. При нарушении условий размещения материалов редакция делового портала имеет право на решение спорных моментов в законодательном порядке.

  • Яндекс.Метрика
    Система Orphus