Создается Топливный союз
АВТОР

20.11.2008 • 18:18 904

Создается Топливный союз

Аналитики расходятся во мнении о его эффективности

До конца 2008 года в Казахстане должна быть создана топливная ассоциация. По замыслу ее организаторов, новое объединение будет представлять в правительстве и обществе интересы малых и средних игроков на рынке ГСМ.

Согласно статистическим данным, сегодня в Казахстане работает 4350 АЗС всех типов. Крупным участникам – ТД КМГ, Гелиос и Sinoil - принадлежит всего 600-700 заправок. То есть не более 12%. Но при этом они «заказывают музыку», определяя уровень цен. Следовательно, львиная доля игроков вообще не принимает участия в процессе ценообразования на рынке моторного топлива. Хотя они могут это делать, если правильно поставить работу и определить политику, уверен председатель совета директоров группы компаний «Инжиниринг» Кайрат Капиев.

Вторая причина, которая побудила участников рынка взяться за создание топливной ассоциации, - получение возможности влиять на решения правительства по регулированию рынка ГСМ. «Когда правительство намерено принять то или иное решение, которое касается рынка, оно приглашает на консультации крупных игроков. Кто это? Все те же ТД КМГ, Гелиос и Sinoil. Таким образом, мнение остальных рынков Астаной не учитывается, хотя интересы крупной компании и небольшого предприятия, естественно, разнятся», - сообщил г-н Капиев «Капитал.kz».

А для госорганов собрать мнение остальных 3 тысяч АЗС невозможно. И поскольку решения сейчас принимаются достаточно быстро, голос мелких участников не может быть услышан. Чтобы этого впредь не происходило, необходимо создать ассоциацию, которая могла бы защищать интересы перед правительством, уверен инициатор образования нового НПО.

«Ассоциация – это как раз тот инструмент, который делает рынок цивилизованным и независимым, – сказал Кайрат Капиев во время своего выступления на пресс-конференции, посвященной созданию Топливной ассоциации. – Помогут с организацией Российский топливный союз и Ассоциация нефтетрейдеров Кыргызстана». Одновременно будет использован положительный опыт работы аналогичных региональных отраслевых объединений, действующих сегодня в Южно-Казахстанской и Костанайской областях.

Г-н Капиев заверил, что стать членом ТС смогут все профучастники топливного рынка, невзирая на размер их бизнеса. Главный критерий – профессиональный состав участников. В состав участников уже вошли порядка 20 предприятий, в том числе компании, производящие программное обеспечение для АЗС и сертификационные лаборатории. Сразу после своей регистрации ассоциация войдет в «Атамекен». «Это поможет лоббировать интересы бизнеса на уровне правительства», - подчеркнул Кайрат Капиев.

Как ни странно, первым поддержало создание топливной ассоциации АО «ТД «КазМунайГаз» - та компания, которую не обвиняет в попытках монополизации рынка только ленивый. «Торговый дом «КазМунайГаз» намерен активно участвовать в работе ассоциации, - подчеркнул директор департамента внешних связей и информации компании Галым Тумабаев. - Со стороны участников рынка ГСМ неоднократно высказывались идеи о создании диалоговой площадки. И поскольку вопросы акцизов, пошлин и нефтепереработки решаются на республиканском уровне, логичнее и эффективнее создать Топливный союз республиканского масштаба, а не разбиваться по регионам».

Старший партнер юридической фирмы «Саят Жолши и Партнеры» Айдын Бикебаев предлагает другой метод разрешения проблем на топливном рынке страны. По его мнению, сегодня именно со стороны АО НК «КазМунайГаз», как крупнейшей компании на рынке, которая так или иначе контролирует деятельность всех трех нефтеперерабатывающих заводов страны, исходит угроза монополизации рынка ГСМ. В этот же список возможных монополистов входят еще 2 компании, которые он не назвал. Но по смыслу и по его предыдущим выступлениям понятно, что это компания «Гелиос» и группа, куда входит китайская Sinoil. Все три компании вертикально-интегрированные группы, выстроенные вокруг НПЗ, а одновременно они являются нефтедобывающими компаниями-давальцами сырья, владельцами получаемого ГСМ, оптовыми компаниями, крупными операторами АЗС, аффилиированными друг к другу и доминантами на оптовом рынке ГСМ. Таким образом, заключает эксперт, на рынке нет сговора в том понимании, как его представляет Правительство Казахстана, «а субъектам, которые входят в единый холдинг, может быть инкриминировано лишь злоупотребление доминирующим (монопольным) положением».

Для решения этой проблемы г-н Бикебаев предлагает обязать АО «КазМунайГаз» обеспечить поставку на все три НПЗ нефти на условиях комиссии, а полученные нефтепродукты реализовывать на конкурсной основе по экономически равно исчисленной цене непосредственно всем АЗС по всей стране, а не только своей сети АЗС. В этом случае ему не надо будет искусственно дешево продавать ГСМ на своих АЗС и получать антирыночные «поручения» правительства.

Другим способом решения проблемы может стать перенос центра прибыли с компаний-давальцев нефти на НПЗ, дав возможность заводам самим приобретать нефть и затем самостоятельно продавать ГСМ на конкурсной основе. В этом случае государство имело бы возможность сдерживать уровень прибыли в разумных пределах, а заводы перестали бы работать на грани ликвидности и получили бы средства, необходимые для модернизации своего оборудования и увеличения мощностей для производства ГСМ, дефицит которых является основной причиной роста цен.

Узнавайте больше об интересных событиях в Казахстане и за рубежом.
Подписывайтесь на нас в Яндекс Дзен

Заметили опечатку? Выделите ее мышью и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

топливо ГСМ топливная ассоциация Топливный союз

20.11.2008 • 18:18 904

Поделиться
Создается Топливный союз
  • Центр деловой информации Kapital.kz — информационное агентство, информирующее о событиях в экономике, бизнесе и финансах в Казахстане и за рубежом. При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции. Редакция Kapital.kz не всегда разделяет мнения авторов статей. При нарушении условий размещения материалов редакция делового портала имеет право на решение спорных моментов в законодательном порядке.

  • Яндекс.Метрика
    Система Orphus