Правительство меняет правила игры
АВТОР

20.11.2008 • 18:12 811

Правительство меняет правила игры

ТД КМГ хочет сконцентрироваться на переработке

Мы хотели бы избежать доминирования на рынке ГСМ и сконцентрироваться на переработке нефти – Директор департамента внешних связей и информации АО «Торговый дом «КазМунайГаз» Галым Тумабаев.

- Г-н Тумабаев, 3 года назад АО «Торговый дом «КазМунайГаз» впервые заявило о желании создать собственную сеть АЗС, которая будет способна влиять на развитие рынка ГСМ. Каковы сейчас успехи Вашей компании?

- По состоянию на ноябрь 2008 года под брендом «КазМунайГаз» в Казахстане работает 170 АЗС. В том числе 49 в Западном регионе, 44 – в Центральном, Северном и Восточном регионах, и 77 - в Южном. К концу 2008 года количество действующих АЗС планируется довести до191, а к концу 2010 года - до 314 единиц. Учитывая, что сейчас в РК действует порядка 3,5 тыс. АЗС, можно сказать, что ТД КМГ контролирует пока лишь 5% рынка.

В развитии своей сети мы хотели бы избежать излишнего доминирования на рынке. Мы не намерены бесконечно наращивать свое присутствие на рынке. Это не наша цель. У нас должно быть 15-18% всех АЗС в стране. Имея такую долю на рынке, мы могли бы влиять на ценообразование на рынке. 

Поставленных задач мы уже добились в таких сегментах, как дизельное топливо и бензин марки А-80. Конкуренция на рынке этого дизельного топлива постоянно ужесточается, что побуждает нас более четко позиционировать данный вид топлива. Тем более что качество нашего дизельного топлива превышает качественные показатели других наших продуктов. Это позволит нам его более эффективно продвигать.

Сейчас перед нами стоит задача усилить свои позиции на сегменте светлых нефтепродуктов – это высокооктановые марки бензина Аи-92, Аи-93 и Аи-96. Здесь мы пока занимаем не более 4-5%. Более того, все топливо, которое производит Атырауский НПЗ, мы распределяем в Западном Казахстане, поэтому для обеспечения своих нефтебаз и АЗС в остальных регионах страны ТД КМГ вынужден закупать бензин у других производителей, в том числе и в России. 

- Следовательно, одной из целей покупки Павлодарского нефтехимического завода (ПНХЗ) является увеличение доли на рынке высокооктанового топлива?

- Да, мы хотели бы к этому прийти. 

- «КазМунайГазу» принадлежит и 50% акций Шымкентского PKOP (бывший ШНОС – прим. ред.). Вы не получаете топливо с этого завода?

- Мы не поставляем нефть для переработки в Шымкент. Соответственно не получаем оттуда топлива. 

- Каким образом Вы будете развивать свою сеть в ближайшее время?

- У нас есть понимание, что все регионы мы не можем охватить, и мы не хотим быть компанией, которая отвечает за развитие всего рынка. Наша цель – создание сети, которая будет способна удерживать рынок от спекулятивных перепадов. Поэтому подавляющая часть наших АЗС находится в крупных городах и на важнейших трассах. В сельской местности рынок занят местными АЗС, которые ориентируются на общую ситуацию. Туда мы заходить не будем. 

Наш рост не будет механическим. АЗС «КазМунайГаз» расположены очень неравномерно в разрезе областей. Наибольшее число АЗС у нас сконцентрированы в Алматы и Алматинской области – здесь мы владеем 77 точками, тогда как в некоторых областях Центрального и Южного Казахстана у нас работает всего 2-3 станции. То есть на данных региональных рынках мы присутствуем чисто символически. Это ненормально. Мы хотели бы присутствовать во всех ключевых регионах.

Вряд ли правительство, и компания «КазМунайГаз», соответственно, откажется от помощи сельхозпроизводителям. Это наша социальная нагрузка, которую мы будем нести. Поэтому мы должны иметь свои АЗС в основных зерносеющих регионах, через которые будем обеспечивать АПК дизельным топливом. Тем более что этот вид ГСМ наш конек.

- Правительство от Вас требует присутствия в каждом регионе?

- Нет. Этот вопрос находится на откупе у местных властей. Но мы, к сожалению, не всегда находим понимание со стороны акиматов. Зачастую мы долго не можем решить вопросы, например, по отводу земли для строительства новой АЗС. Видимо, никто не хочет создавать конкуренцию для своих компаний, которые действуют в этих регионах. Такой конфликт интересов существует, например, в южном регионе. Мы годами не можем пройти согласования различных наших действий. Наши планы утверждены на уровне правительства, но на уровне регионов эта работа может быть заторможена. Вот почему мы не можем говорить, что для ТД КМГ созданы идеальные условия для работы. 

- Сколько средств будет затрачено на развитие сети АЗС?

- Эти данные пока готовятся. Но можно сказать, что вилка затрат на покупку или строительство новой АЗС варьируется в пределах от 100 тыс. до более чем 1 млн. тенге. Сейчас Казахстан проходит период кризиса, и цены пересматриваются. Поэтому ухудшение экономической ситуации отчасти может сыграть нам на руку: цены на недвижимость упали, и мы ожидаем, что наши затраты в этой части уменьшатся.

В первые годы мы больше покупали сети АЗС, чем строили новые. В результате наши АЗС могли зачастую оказаться на расстоянии 50-100 метров друг от друга. Работая, эти станции занимались каннибализмом, конкурируя между собой. Сейчас мы переходим от этапа экстенсивного роста к интенсивному росту. Поэтому мы будем оптимизировать расположение своих АЗС. Возможно, придется часть своих точек продать или закрыть. Такая работа ведется. Розница должна быть эффективна. Мы намерены получать прибыль от продаж.

- Как Вы относитесь к возможности экспансии на рынок иностранных сетевых компаний, например, Газпром-нефть?

- Мы за приход новых сильных игроков. От радости мы, конечно, не прыгаем, но ни о каком противодействии речи быть не может. Компания ТД КМГ создана таким образом, чтобы мы стали конкурентоспособными. Учитывая, что мы уже год владеем румынской компаний «Ромпетрол», мы хотим наладить обмен опытом, чтобы практика успешного управления компанией европейского уровня была использована в Казахстане. Да, мы вкладываем в наше развитие очень большие средства. Но мы хотим быть конкурентоспособными в долгосрочной перспективе - и не только на рынке Казахстана. 

Поймите, ТД КМГ – это, прежде всего, управляющая компания с перерабатывающими активами. Наша задача - обеспечить вовремя модернизацию казахстанских НПЗ. Львиную долю средств компании съедает переработка. При выполнении же сиюминутных задач на рынке ГСМ приходится жертвовать долгосрочными задачами, забирать средства от решения капитальных проблем. Мы упустили 15 лет, когда в наши заводы ничего не вкладывалось. После аудита на ПНХЗ мы получим операционный контроль над предприятием, и будем знать, что необходимо сделать для повышения глубины переработки на этом заводе. Аналогичные планы готовятся на PKOP и АНПЗ.

- Как отразятся на работе КМГ изменения в Налоговом кодексе, которые вступят в силу 1 января 2009 года?

- Для нас очень важно посмотреть, как заработают эти изменения, насколько поставщикам нефти будет интересно заходить на заводы и перерабатывать топливо. Как заработают экономические стимулы.

Немаловажна и сама общая макроэкономическая ситуация. 1 квартал 2009 года для нас будет очень важным, так как эти экономические меры будут апробироваться вживую. По нашей просьбе правительство рассматривает возможность сокращения срока пересмотра экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты, возможно до 2-недельного срока против 3 месяцев сегодня. Надо будет отслеживать и это направление.  Возрастает роль НПЗ. Появится достаточно сильная конкуренция на рынке переработки. 

- То есть Вы открываете ворота НПЗ для давальцев сырья?

- Не мы. Мы всего лишь участники рынка. Правительство меняет правила игры. Нам важно, как эти правила будут реализовываться на практике. Мы ожидаем, что поставки нефти увеличатся, соответственно, будем наращивать производство светлых продуктов. Но настолько, насколько позволят наши производственные мощности.

- Недавно правительство выступило с идеей возможного строительства 4-го НПЗ в Казахстане, предположительно в районе Астаны или Караганды. Как Вы относитесь к этой идее?

- С экспертной точки зрения ТД КМГ считает нецелесообразным строительство еще одного НПЗ в Казахстане. Почему эта идея поднимается? Говорится, что в РК монополизированы нефтеперерабатывающие мощности, поэтому нет свободного доступа трейдеров на заводы. Соответственно необходим независимый центр переработки, куда могут заходить все игроки на рынке ГСМ. С введением нового Налогового кодекса и других мер появится экономический стимул для наращивания внутренней переработки нефти. Второе. Чем строить новый завод, лучше привести в порядок существующие производства. Мощности наших заводов позволяют сделать это. 

- Даже при полной загрузке Казахстан сможет обеспечить себя максимум на 80-85% от потребности…

- А зачем стремиться к полной самодостаточности? Ничего страшного в некоторой зависимости от импорта я не вижу. В ближайшие 2-3 года уровень такой зависимости спадет. В этом нам поможет и кризис: он уже замедлил рост количества автомобилей в РК. Последние годы мы переживали ежегодный 10%-ый рост автопарка. Мы не успевали за этим бурным ростом. Сейчас данный показатель будет более сбалансированным. После завершения модернизации мы сможем и экспортировать определенную часть топлива. Тогда мы получим тот желаемый баланс, который так не хватает рынку ГСМ в Казахстане.

Узнавайте больше об интересных событиях в Казахстане и за рубежом.
Подписывайтесь на нас в Яндекс Дзен

Заметили опечатку? Выделите ее мышью и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

нефть ГСМ НПЗ «КазМунайГаз» Галым Тумабаев

20.11.2008 • 18:12 811

Поделиться
Правительство меняет правила игры
  • Центр деловой информации Kapital.kz — информационное агентство, информирующее о событиях в экономике, бизнесе и финансах в Казахстане и за рубежом. При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции. Редакция Kapital.kz не всегда разделяет мнения авторов статей. При нарушении условий размещения материалов редакция делового портала имеет право на решение спорных моментов в законодательном порядке.

  • Яндекс.Метрика
    Система Orphus