Качиньский и Саакашвили «уличили» российских военных
«Человечество содрогнулось… Обстрелян кортеж лидеров свободного мира – президентов Михаила Саакашвили и Леха Качиньского». Приблизительно в таком тоне описывала российская пресса воскресный инцидент на административной границе Ахалгорского района Грузии. Три дня официальная Москва и ее подшефные в Цхинвали категорически опровергали, что российские военнослужащие открыли огонь при приближении кортежа президентов Грузии и Польши. Глава МИД РФ Сергей Лавров назвал это происшествие «провокацией чистой воды» и подчеркнул, что «никакой стрельбы с наших позиций, а также с позиций южноосетинских войск не велось». В его ведомстве заявили, что «грузинская сторона выдает желаемое за действительное». Осетинские сепаратисты клялись, что не прозвучало ни одного выстрела. А в среду факт стрельбы признали. Эту печальную миссию поручили главе цхинвальского Комитета информации и печати Ирине Гаглоевой. Она рассказала, что «единичный выстрел в воздух» был дан с пограничного поста сепаратистов, когда к нему подъехал кортеж, и телохранители президентов потребовали пропустить машины в Ахалгори. Один из автомобилей проехал несколько метров в сторону поста, что и повлекло предупредительный огонь, после чего кортеж развернулся и уехал обратно. «К сожалению, наши пограничники не обучены хорошим манерам», - посетовала г-жа Гаглоева в интервью «Коммерсанту». Позже ее версию событий повторило внешнеполитическое ведомство Цхинвали.
Но попытка взять вину на себя и отвести внимание от российских военных получилась не очень убедительной. Если оставить в стороне тот факт, что войска России и местные боевики являются фактически одной силой, и блокпосты сепаратистов лишь символически стоят в стороне от российских (иногда – всего в десятках метров друг от друга), то в причастности к инциденту сознались сами российские солдаты. Это произошло за день до того, как пресса опубликовала заявление Ирины Гаглоевой. К российскому блокпосту смогла приблизиться съемочная группа телекомпании «Алания». Корреспондентов сразу же выпроводили, но перед этим журналистка канала перебросилась несколькими словами с одним из солдат, не знавших, что камера включена. На вопрос «почему вы стреляли в президентов?» он ответил: «а чего они тут ездили?».
Что интересно, и после всего этого в российских СМИ продолжают активно перекладывать вину за инцидент на грузин, обсасывая версию «спектакля грузинских спецслужб». Хотя трудно утверждать, что лидеры Грузии и Польши тут совсем ни при чем. Впрочем, они и сами не скрывают, что поехали в зону конфликта продемонстрировать, что «план Медведева-Саркози» не выполняется, и российские войска не отведены на позиции, которые занимали до 7 августа 2008 года. Дело в том, что основное население Ахалгорского района – грузины, и до войны с Россией этот район почти полностью контролировался властями Грузии. Теперь большая часть местных жителей стали беженцами. Аналогичная судьба постигла и села Кодорского ущелья Абхазии. Руководство Евросоюза во главе с председателем ЕС – французским президентом Николя Саркози – признает, что «Россия не до конца выполнила соглашение о прекращении огня». Но вопреки восточноевропейцам, Западная Европа удовольствовалась фактом прекращения широкомасштабных боевых действий и восстановила отношения с Москвой, ограничиваясь слабыми порицающими высказываниями в адрес Кремля, который воспринимает подобное поведение Брюсселя как карт-бланш своим действиям на Кавказе.
«Я поставил в неудобную ситуацию тех европейских политиков, которые в отношениях с Россией только уступают», - заявил после возвращения в Варшаву Лех Качиньский. На уточняющий вопрос журналиста, говорится ли это о его коллеге Саркози, польский президент ответил: «Это вы сказали. Я думаю о том, о ком думаю. Но мы все знаем, о ком идет речь». Качиньский подчеркнул, что его поездка в Ахалгори «показала мировому сообществу, что россияне не выполняют соглашение, подписанное в августе». «А иные утверждения вытекают из определенной философии: во-первых, уступать России, во-вторых, уступать России, и в-третьих - уступать России. А в-четвертых? Уступать России!», - резюмировал глава Польши. Он подчеркнул, что выстрелы на административной границе района были с российской стороны. «Это территории, которые находятся под контролем россиян. Поэтому не задавайте вопросов - были это россияне или осетины? - это не имеет значения. Это была часть российских войск».
В Европе пока не проявили существенной реакции на ахалгорский инцидент. Возможно, лидеры ЕС ждут «серьезного разговора» с президентом Польши, который пообещал провести его с партнерами, «пока не поздно». Тем временем МВД Грузии возбудило уголовное дело по статье «терроризм» в связи с фактом обстрела президентского кортежа в зоне конфликта. Известно, что поездка в Ахалгори не входила в программу визита Качиньского. Вместе с Саакашвили он ехал в лагерь беженцев в соседнем Каспском районе, и уже в ходе поездки они, по инициативе президента Грузии, неожиданно решили свернуть в сторону оккупированных территорий. «Мы слышали серию выстрелов из автоматического оружия, что было около 30 метров от меня, - рассказывал Лех Качиньский сразу после инцидента. - Как только два президента вышли из машины, раздалось несколько очередей. Сначала я присмотрелся к этому, чтобы понять, что происходит. Потом подошел к президенту Саакашвили, и мы пошли медленным шагом, поменяли машины. Я не думал, что была какая-то угроза».