Цены в супермаркетах теоретически могут стать дешевле на 20%
На прошлой неделе в акимате Алматы прошло совещание с представителями крупных торговых сетей по вопросам новогодних акций по снижению цен. Обсуждалась ситуация, связанная с падением производства и снижением покупательского спроса. По словам Аскара Сманкулова, заместителя акима Алматы, существуют достаточные резервы для снижения цен на товары в розничных сетях. «Сейчас складывается серьезная проблема, при которой производители не всегда могут получить доступ к системе реализации, то есть существуют так называемые «входные бонусы» или «входные билеты». Это является серьезной причиной для повышения стоимости продукции», - полагает г-н Сманкулов.
Для изменения ситуации решено подготовить соглашение между акиматом, продавцами и производителями на период с конца 2008-го по 2009 год включительно. Как отметил Аскар Сманкулов, это соглашение позволит производителям реализовывать товары без «входных бонусов».
По мнению производителей, в сложившейся ситуации отменить входные бонусы не получится. «Это нереально, подпишут все соглашения, а на самом деле входные бонусы никто не отменит. Это же неофициальные взносы, которые не подлежат афишированию», - сказал «Капитал.kz» Амиржан Калиев, вице-президент ассоциации «КазАлко».
По его словам, сейчас не каждый желающий может попасть в супермаркет со своей продукцией. А если повезет, то отечественный производитель займет не самое завидное место. «Входные билеты - это неблагоприятный момент, и не все производители сегодня могут попасть со своей продукцией в большие магазины. Поэтому казахстанские производители страдают. Отечественная продукция в супермаркетах в основном находится в закутке, потому что наши финансовые возможности и возможности зарубежной продукции совершенно разные», - считает г-н Калиев.
Если все-таки получится отменить входные бонусы, то цена на продукцию может упасть на 15-20%, полагают эксперты. Сейчас было бы актуально не только на праздничные дни отменить входные бонусы, а продлить срок отмены на неопределенное время. «Желание хорошее, производители это поддерживают и были бы рады, если был бы объективный подход и вообще отменили бы эти бонусы. Если бы бонусы отменили, продукция стала бы дешевле», - полагает г-н Калиев.
По мнению Серика Туржанова, вице-президента торгово-промышленной палаты Казахстана, такие меры неразумны. «Это рыночная экономика. Владельцы строили магазины, «выдавили» базары. Конкуренция здесь небольшая. Тут нужны другие меры. Может быть, бизнесу стоит предложить альтернативные схемы. Для строительства магазинов необходимо выделить земельные участки и дать кредиты. Тогда будет конкуренция, и «ломить» цены никто не будет», - сообщил «Капитал.kz» г-н Туржанов.
Для понижения или удержания цен, по мнению вице-президента торгово-промышленной палаты Казахстана, следует бизнесменам предлагать что-то взамен.
Как сказал «Капитал.kz» Владимир Красавин, управляющий директор АО «Vita», для производителей подобные акции определенно положительны, однако тут надо учитывать и положение торговых сетей. «Мы приветствуем подобные акции, однако в нынешних условиях кризиса магазинам приходится трудно», - считает г-н Красавин.
Бонус состоит из двух частей, во-первых, с каждой торговой сетью производители работают по специальному прайсу, во-вторых, это единовременный платеж за ввод позиции в торговую точку.
Для того чтобы систему сделать более прозрачной и понятной, производители предлагают вообще отказаться от входных бонусов.
Также аналитики предлагают проводить такие акции несколько раз в год, чтобы производители смогли запустить новые продукты.