АРД РФЦА раскрывает карты
АВТОР

18.12.2008 • 00:42 1391

АРД РФЦА раскрывает карты

Финансовая грамотность как стимул повышения благосостояния

В Казахстане до 2011 года будет реализовываться Программа повышения инвестиционной культуры и финансовой грамотности населения Республики Казахстан. Поводом для ее реализации послужили данные о низком уровне финансовой грамотности населения. Согласно исследованию инвестиционных предпочтений наших соотечественников, 41% казахстанцев предпочитает депозитные вклады в банках как способ хранения и инвестирования своих денег. Хотя, как отмечают специалисты, депозит – самый пассивный способ накопления денег, и это не инвестирование, а сохранение денежных средств. 9% вкладывают в развитие собственного бизнеса, коллективные инвестиции предпочитают 6%, а инвестиции в ценные бумаги - лишь 4%. 36% населения хранят свои сбережения по-прежнему под «матрасом». Причиной такого дисбаланса в первую очередь является слабая информированность населения о финансовых инструментах и услугах, которые предлагают финансовые институты. Заместитель председателя Агентства Республики Казахстан по регулированию деятельности Регионального финансового центра Алматы (АРД РФЦА) Дархан Нурпеисов рассказал «Капитал.kz» о своих взглядах на проблему финансовой культуры и задачах на данном направлении.

- Дархан Кадырбаевич, насколько сейчас, в период проблем с ликвидностью актуально повышать финансовую грамотность населения?

- Конечно, для кризисных периодов классические финансовые теории не совсем подходят. Они, как правило, безупречны для прогнозируемых  ситуаций. Кризисы требуют нестандартных решений. Сегодня казахстанцам следует понимать, что можно получать прибыль и во времена финансовой нестабильности. К примеру, можно покупать ценные бумаги компаний, которые в момент экономического спада имеют низкую стоимость. Но в долгосрочной перспективе их цена будет только расти. Поэтому в условиях кризиса финансовые знания, даже их азы как никогда необходимы.

- Неужели финансовой грамоте можно научить всех?

- В разные годы, в разных странах в той или иной мере реализовывались национальные программы, скажем так, «финансового всеобуча». Слабое понимание финансовых продуктов и рынков широко распространено и в промышленно развитых странах. Это вынуждает правительства принимать меры по повышению финансовой грамотности населения, используя комплексные меры: нормативного правового обеспечения финансовых услуг, совершенствования школьных программ и сотрудничества с частным бизнесом. Например, в 2002-2003 годах такие развитые страны, как США, Великобритания, Австралия в целях повышения качества финансового образования населения запустили национальные проекты. То есть во многих странах финансовое образование - приоритет государственной стратегии. К примеру, программа повышения финансовой грамотности в США называлась «Ответственность за будущее», во Франции – «Финансы и педагогика», в Австрии – «Финансовые водительские права», в Швеции - «Экономия пенсии», в Польше - «Умей планировать свое будущее», в Великобритании - «Финансовая грамотность на работе: Заставь деньги работать», в  Венгрии – «Деньги говорят!». Что касается сфер, в которых принятие компетентных решений имеет ключевое значение, то к ним отнесены основы накопления, управление кредитами, домовладение и пенсионное планирование. То есть все то, с чем каждый человек сталкивается в своей жизни. Если говорить о более широком понятии финансового рынка, то в программах для населения все его секторы, такие как банковский, страховой, пенсионный, и даже фондовый изучаются в первую очередь с позиции личного интереса людей.

- Давайте уточним, образовательный цикл сужается только до изучения основ рынка, или тематика будет дифференцирована?

- Наша цель - дать те знания, которые можно применять в жизни. Мы хотим, чтобы в современном мире современные люди применяли знания о финансах повсеместно. Поэтому мы системно планируем проведение информационно-образовательных мероприятий с делением аудитории по социальным, экономическим и возрастным группам. И если говорить о целевой группе слушателей, то она обширна: это практически все население Казахстана, желающее научиться инвестировать свободные денежные средства в различные финансовые инструменты: депозиты, облигации, акции, ПИФы, недвижимость, золото. И затем заниматься этим. Мы будем придерживаться дифференцированного подхода, исходя из разных социальных и возрастных групп, строить учебно-методическую, просветительскую работы. Это комплексная программа - и в ней задействованы все инструменты коммуникаций. 

- Какую роль в реализации Программы повышения инвестиционной культуры и финансовой грамотности населения на 2007-2011 годы Вы отводите средствам массовой информации?

- СМИ играют огромную просветительскую роль, но хотелось бы сразу отметить, что это не единственный наш канал коммуникации с населением. Наши обучающие материалы активно используются на телевидении. Например, передача «Рабочие деньги» на телеканале «Хабар» построена по принципу хит-парада самых популярных вопросов населения об их личных финансах. Похожий принцип «вопрос-ответ» используется в телевикторине «Золотая фишка», но тут уже задают вопросы телезрителям. Передача носит развлекательно-образовательный характер и состоит из серии вопросов-ответов по финансовой тематике. Каждую неделю корреспонденты «Золотой фишки» ездят по городам и селам Казахстана и задают случайным прохожим несложные финансовые вопросы. Тот, кто отвечает правильно, получает приз. Телевикторина выходит на телеканале «ЕлАрна» в 20.25 по средам и четвергам - на казахском и русском языках соответственно.

Кроме того, нами курируется обучающая рубрика - «Экономический факультет» в программе «Бизнес-обзор». На этом же канале запускается получасовая студийная игра в формате ток-шоу «Умная игра». Первая программа уже вышла первого ноября. Кстати, любой желающий может принять участие в этой телевикторине, позвонив по бесплатному телефону 8-800-080-5101. Другая программа, точнее, обучающая рубрика в аналитической финансовой программе «Экономический Казахстан» на канале «Астана». Понятно, что и целевая аудитория здесь иная – более подготовленная. В первых числах ноября вышла информационно-аналитическая программа «Азбука капитала» на канале «Казахстан». Посмотрев передачу, телезритель открыл для себя мир финансов, узнал о том, как можно заработать на фондовом рынке, получил пошаговую инструкцию к действию. На этом же телеканале выходит передача «Финансовый барометр». 

Что касается печатных СМИ, то во многих популярных республиканских газетах и журналах начали выходить обучающие статьи о том, как правильно выбрать кредит, как планировать семейный бюджет, как защитить свои права потребителя и многие другие актуальные темы в рамках финобразования. Уже сегодня запущены совместные проекты с журналами «Наши деньги в Центральной Азии», «Личные деньги», «Финансовый обозреватель». А для детей вышел в свет первый журнал для подростков о финансах «Карман».

- Вы отметили, что СМИ - не единственный канал коммуникации с населением. Какие еще механизмы АРД РФЦА использует, чтобы донести информацию до казахстанцев?

- Во всех регионах Казахстана открыты информационно-образовательные центры (ИОЦ), где все желающие могут получить необходимые консультации по любым интересующим вопросам в финансовой сфере, а также прослушать курс лекций и семинаров о способах управления деньгами. Кроме того, будут проводиться семинары, освещающие финансовые темы: о семейном бюджете, о различных условиях кредита, о возможностях пенсионных сбережений, о видах финансовых инструментов и  об основах рынка ценных бумаг. Активно работает бесплатная телефонная линия, где на вопросы граждан отвечают финансовые консультанты и юристы (номер бесплатной телефонной линии – 8 800 080 0177 – прим. редакции). Мы поощряем самообразование и поддерживаем поиск финансовой информации своей аудиторией, поэтому был запущен сайт www.fingramota.kz. На сайте представлены разделы «Финансовые услуги», «Личный консультант», «Как управлять семейным бюджетом», «Финансовое управление» и другие. 

В скором времени будут выпущены обучающие книги - для детей «Мой первый капитал», а для взрослых - «Как управлять семейным бюджетом», «Жизнь в долг», «Защита потребителя», «Беззаботная старость», «Я инвестор». Уже сами названия раскрывают содержание этих изданий. Они доступны по форме и изложению и построены на основе тех житейских примеров и ситуаций, которые возникают в нашей повседневной жизни. Так что могу подчеркнуть, что, если у человека есть желание постичь азы финансовой грамотности, сделать это можно в любом возрасте, в любое время и выбрать ту форму обучения, которая более всего ему подходит!

- Какой, на Ваш взгляд, будет результат от реализуемой АРД РФЦА программы?

- Когда потрясения мировых финансовых бирж пройдут, то процесс развития отечественного финансового рынка начнется с нового этапа. Понятно, что жизнь внесет новые коррективы. Но самое главное - население убедится в том, что в эпоху развитых рыночных отношений финансовое образование очень важно. Одной из основных задач и компонентов нового рынка станет формирование среднего класса – класса частных инвесторов, формирование «экономического» менталитета и мировоззрения, которые позволили бы сделать частные инвестиции важным звеном казахстанской экономики.  Я считаю, что формирование среднего класса – это вопрос государственной важности, потому что именно он является ядром общества в развитых экономиках. Средний класс – это население, которое кроме прямых доходов в виде заработной платы имеет косвенные доходы, в виде процентов с депозитов, ценных бумаг, рентных платежей. Благодаря росту доходов в целом повысится качество жизни населения Казахстана, появится возможность инвестирования в образование, качественные услуги здравоохранения, отдых, накопления. В результате реализация данной программы станет одним из главных стимулов для повышения благосостояния каждого казахстанца.

«Персоны Капитала». Истории успешных бизнесменов. Известные имена и лучшие бизнес-идеи. Подписывайтесь на нас здесь.

Заметили опечатку? Выделите ее мышью и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

финансы Дархан Нурпеисов финансовая грамотность РФЦА

18.12.2008 • 00:42 1391

Поделиться
АРД РФЦА раскрывает карты
  • Центр деловой информации Kapital.kz — информационное агентство, информирующее о событиях в экономике, бизнесе и финансах в Казахстане и за рубежом. При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции. Редакция Kapital.kz не всегда разделяет мнения авторов статей. При нарушении условий размещения материалов редакция делового портала имеет право на решение спорных моментов в законодательном порядке.

  • Яндекс.Метрика
    Система Orphus