Закон о розничной торговле будут изменять
Сектор ритейла в экономике Казахстане займет более значимое место после завершения кризиса ликвидности, такое мнение высказал Берик Тапишев, президент компании «Оптовый клуб». «В ближайшее время изменится значимость секторов экономики. Сейчас, в связи с кризисом, во всех отраслях, особенно в сырьевой отрасли, происходят изменения. Важное место, уже в скором будущем, займет потребительский рынок, который в экономиках других стран играет значительную роль, и на который экономисты и правительство делают большую ставку», - считает г-н Тапишев.
По мнению аналитиков, если рынок розничной торговли грамотно проработать, он может приносить большую прибыль как участникам этого рынка, так и в бюджет страны. В Казахстане в секторе ритейла значительную роль по определению товаров играет малый и средний бизнес (МСБ). 60% оборота в этой отрасли приходится именно на МСБ. В Казахстане насчитывается около 32 тысяч объектов МСБ в области ритейла. На следующий год прогнозируется высокий рост ритейла за счет выделяемых государственных средств на поддержку малого и среднего бизнеса.
Чтобы защитить отечественный рынок розничной торговли от иностранных игроков, необходимо вести правильную политику в этом секторе. По словам экспертов, любая компания, которая выходит на рынок, поддерживает, прежде всего, своего производителя. В этом случае необходима поддержка отечественных компаний со стороны правительства. «В Германии 10 лет назад, когда на рынке было большое присутствие иностранных игроков, правительство достаточно серьезно отнеслось к поддержке своего бизнеса. Это говорит о правильном подходе правительства», - полагает Берик Тапишев.
Приход иностранных ритейлеров на отечественный рынок, по мнению аналитиков, опасен и для отечественных производителей. «С точки зрения поддержки отечественных производителей, приход иностранцев опасен для экономики Казахстана, потому что конкуренция со стороны этих игроков может быть достаточно серьезной, а отечественные производители не настолько сильны, чтобы конкурировать», - считает президент компании «Оптовый клуб».
В ближайшее время на казахстанский рынок ритейла зайдут зарубежные компании, которые могут стать серьезными конкурентами для казахстанского бизнеса. «Например, в Чехии сегодня нет национальных игроков. Она одна из первых попала под давление иностранных сетей. Там присутствует много иностранных производителей, нет только чешских. Соответственно, национальное производство тоже пострадало. Такое может произойти и с нами. Сейчас сегменты экономики захватываются очень легко: путем финансовой агрессии, путем захвата сетей, и сегодня распределительные сети являются ключевым звеном», - резюмировал г-н Тапишев.
По прогнозам экспертов, на будущий год предпочтения населения изменятся. Теперь покупатель дорогим продуктам предпочитает продукцию подешевле. Аналитики сравнивают этот период с 90-ми годами. Тогда в предпочтениях потребителя 80% продаж колбасного рынка занимала вареная колбаса, 20% - копченая. Во время роста экономики продажи копченых колбас выросли до 80%. «Сейчас все возвращается. Возможно, что по денежным объемам емкость рынка будет меньше»,- добавил Берик Тапишев.
На рынке продовольственных товаров отрицательно сказался и кризис в строительной отрасли. По неофициальным данным, на строительном рынке было задействовано 600 тысяч гастарбайетров, которые с прекращением строительства вынуждены были вернуться на родину.
Для стабилизации ситуации в области ритейла Форум предпринимателей Казахстана в следующем году планирует внедрить национальную программу развития розничной торговли. По мнению Исы Самсаева, руководителя проектов Форума предпринимателей Казахстана, действующее законодательство в области розничной торговли устарело и не соответствует действительности. «В законе речь идет только о магазинах, ларьках и киосках. Нет ни слова о супермаркетах, розничных и оптовых сетях. Законная торговля осуществляется при наличии обособленных мест, то есть если нет обособленного места, значит, наша розничная торговля находится уже вне закона. Оптовая торговля - это то, что продается для перепродажи. Розничная торговля - это то, что продается для личной цели. Такие понятия давно устарели. Нет ничего о кредитной системе. Пришло время, когда необходимо определить четкую государственную политику в отношении торговли и сбалансировать интересы бизнеса, государства и потребителя», - считает г-н Самсаев.
По мнению аналитиков, параллельно с определением государственной политики для обеспечения упрощенного доступа к товарам потребителя необходимо проанализировать и снизить административные барьеры в торговле.
«Предприятия розничной торговли несут существенные издержки из-за административных барьеров, особенно малого бизнеса. Все издержки затем ложатся на стоимость продуктов, граждане Казахстана вынуждены оплачивать их. Все это в итоге приводит к инфляции», - полагает Иса Самсаев.
По мере развития цивилизованного рынка розничной торговли должна развиваться система гибких и более совершенных механизмов прозрачности. Государство должно свести к минимуму административное воздействия и перейти к нормативно-правовому экономическому регулированию и стимулированию бизнеса торговых организаций.