USD
449.58₸
-0.490
EUR
486.94₸
-1.570
RUB
4.86₸
BRENT
87.14$
+0.390
BTC
70647.20$
+1252.000

Компании стремятся к энергосбережению

Могут быть внедрены трехставочные тарифы для предприятийНормальная работа энергосистемы Алматы является главной целью. Об этом в...

Share
Share
Share
Tweet
Share

Могут быть внедрены трехставочные тарифы для предприятий

Нормальная работа энергосистемы Алматы является главной целью. Об этом в интервью «Капитал.kz» рассказал генеральный директор ТОО «АлматыЭнергоСбыт» Михаил Гамбургер.

- Михаил Геннадьевич, 2 года назад создано ТОО «АлматыЭнергоСбыт», энергоснабжающая компания, которая занимается снабжением электрической энергией потребителей крупнейшего мегаполиса – Алматы и Алматинской области.

- В Алматы разделение крупного монополиста АО АПК на три самостоятельные компании произошло в конце 2006 года. Одно из предприятий - АО «АлЭС» - занимается выработкой электроэнергии, АО АПК – транспортирует энергию по сетям регионального уровня, и третья – ТОО «АлматыЭнергоСбыт» – снабжением потребителей. Процесс разделения монополиста завершился гораздо позже, чем в других регионах Казахстана. Мы снабжаем электроэнергией более 2,3 млн. человек и 21 тыс. предприятий.

Два года для предприятия - это не так уж много, и у нас имеется еще очень много проблем. Одной из важнейших является дефицит электроэнергии в регионе. Собственные источники Алматы покрывают порядка 50% от уровня потребностей региона. Остальные 50% энергии мы закупаем извне – на севере Казахстана, у Жамбылской ГРЭС и в Кыргызстане. Кроме того, изношенность и серьезная нехватка трансформаторных мощностей пока не дают нам возможности обеспечить более качественное энергоснабжение потребителей. Но все эти проблемы сейчас находятся на жестком контроле у правительства, агентства РК по регулированию естественных монополий (АРЕМ) и акиматов города и области. Вообще, в такой ситуации сегодня приходится работать каждой казахстанской энергоснабжающей компании.

В том, что мы являемся одной из самых молодых компаний, есть как преимущества, так и недостатки. Отрицательная сторона в том, что нам до сих пор приходится догонять наших коллег в организации работы на рынке. Только в 2008 году мы начали переход от кассового метода оплаты потребляемой потребителями электроэнергии на метод начисления по фактическому объему использованной энергии. По такому методу успешно работают наши коллеги в Костанайской и Восточно-Казахстанской областях.

Положительным было то, что мы использовали опыт тех предприятий, которые уже работали на этом рынке. Главным результатом анализа полученной информации стало то, что руководство компании приняло решение работать строго в рамках существующего законодательства, в противном случае риски в работе предприятия резко увеличиваются. Это предполагает не только исполнение всех требований, которые предъявляет к нам законодательство, но и установление нормальных отношений со всеми нашими потребителями и институтами власти. Наша миссия - обеспечение бесперебойного снабжения города Алматы и Алматинской области электрической энергией.

- Значит, Вы не ставите перед собой цель заработать как можно больше денег?

- Я не знаю, какая была бы у нас цель, если бы «АлматыЭнергоСбыт» было частным предприятием. Но сейчас наша компания принадлежит государству, поэтому главной нашей целью является нормальная работа энергосистемы Алматы.

- Тем не менее, «АлматыЭнергоСбыт» регулярно повышало тарифы на электроэнергию…

- Система работы розничного рынка электрической энергии в Казахстане построена так, что потребитель сталкивается в своей обычной жизни только с энергоснабжающими организациями. Для производителей энергии и передающих компаний работа с такими потребителями не является их главной функцией. Конечная цена для потребителя складывается из отпускной цены от энергопроизводителя, тарифа энергопередающего предприятия и затрат энергоснабжающей организации. И если одна из составляющих цены изменяется, должен изменяться и размер конечного тарифа. Это, кстати, произошло 1 декабря, когда отпускная цена на Жамбылской ГРЭС снизилась, ТОО «АлматыЭнергоСбыт» также снизило тариф для всех своих потребителей.

Если говорить о наших затратах, то «АлматыЭнергоСбыт» должно, как и всякое предприятие, обеспечить себе хотя бы минимальную доходность, чтобы успешно работать на рынке. А это невозможно сделать без увеличения расходов на персонал, оборудование, технологии.

До создания «АлматыЭнергоСбыт» никто не обращал внимания на людей, которые делают основную работу. Мы решили, что прежде чем требовать от наших сотрудников каких-то результатов работы, мы должны создать им нормальные условия. Мы привлекли предприятие, которое провело обследование наших районных подразделений (РЭСов). Оно вынесло заключение, что в таких условиях люди работать не могут, в том числе по санитарно-гигиеническим требованиям, тем более работать с потребителями.

Для успешного развития компании была разработана стратегическая программа развития. Она включала в себя наше видение того, как надо построить работу с поставщиками энергии, нашими потребителями и властью, какие отношения установить в коллективе, определить критерии оценки эффективности персонала, определить приемлемый уровень оплаты труда наших сотрудников. И, в конечном итоге, к чему должна прийти компания в обозримом будущем.

- Как это могут увидеть Ваши потребители?

- В рамках реализации программы мы начали создавать Центры обслуживания потребителей (ЦОП), целями которых являются улучшение качества работы и повышение культуры обслуживания потребителей. В Алматы уже открыто 4 ЦОПа, в Алматинской области - 3 ЦОПа: в Каскелене, Узун-Агаче и Есике. Всего в ближайшее время у нас будет работать 12 ЦОПов.

ЦОПы предоставляют достаточно широкий спектр услуг, начиная от приема платежей, сверки и выдачи счетов юридическим и физическим лицам, до заключения договоров на пользование электроэнергией. Кроме того, в ЦОПах можно проконсультироваться с юристом по вопросам электроснабжения, а также получить квалифицированную помощь в рассмотрении жалоб и обращений потребителей. Для финансирования этой программы летом 2008 года наша компания выпустила облигации на РФЦА.

В августе 2008 года «АлматыЭнергоСбыт» совместно с АПК открыли call-центр для своих потребителей. Позвонив сюда, любой потребитель услуг наших компаний, проживающий в Алматы или в Алматинской области, может получить всю информацию, касающуюся отключения или оплаты электроэнергии.

Такое большое внимание установлению нормальных отношений с населением связано с тем, что все жители Алматы являются нашими потребителями, и их отношение к компании – это критичный показатель успешности предприятия.

- Какие другие цели ставит перед предприятием стратегическая программа развития?

- Прежде всего мы намерены создать единую информационную базу потребителей электрической энергии Алматы и Алматинской области. Таким образом, мы получим основной источник данных для оперативной работы и дальнейшего планирования деятельности. Затем компания намерена отказаться от устаревшего кассового метода оплаты за потребляемую электроэнергию и перейти к более прогрессивному и логичному методу начисления. Это даст нам возможность более точно прогнозировать наши расходы и доходы, а значит, мы сможем снизить издержки. Полученные результаты помогут АПК выявить причины сверхнормативных потерь и найти методы их сокращения. Прогнозировать результаты нашей работы мы также намерены с помощью ISO – международной системы менеджмента качества, внедрение которой началось c 2008 года.

- Принимаете ли Вы участие в программе энергосбережения, или для энергоснабжающей организации это неважно?

- Конечно, для нас это очень важно! Совместно с акиматом и АПК идет активная работа по внедрению системы энергосбережения. Это, прежде всего, внедрение новой системы дифференцированных тарифов, разработанной АРЕМ. Данная система внедряется во всех регионах Казахстана, но впервые она была введена в Алматы. Такие тарифы позволяют достигать реальной экономии жителям и немного снижать уровень потребления электроэнергии в часы вечернего максимума. Сейчас АРЕМ рассматривает возможность обязательного введения трехставочных тарифов для предприятий Казахстана.

- Успешная работа по программе энергосбережения предполагает тесное сотрудничество с местными органами власти…

- Разумеется, по опыту наших коллег мы видим, что с местными властями надо поддерживать нормальные и тесные отношения. И акиматы, понимая важность нашей работы для города и области, жестко контролируют оплату коммунальных услуг бюджетными организациями. У нас есть ряд потребителей, которые получают деньги из бюджета: городского, областного и республиканского. Это школы, больницы, детские сады. Каждый месяц мы направляем в департамент энергетики список должников из числа бюджетных организаций и просим нам помочь. Такой же список получают директора департаментов здравоохранения и образования. Благодаря этому уровень оплаты счетов бюджетными организациями вырос до 100%. Это парадокс, но это правда.

Всего за 2 года работы компания смогла зарекомендовать себя как надежный поставщик электроэнергии. За прошедшее время ТОО «АлматыЭнергоСбыт» не допустило ни одного случая отключения потребителей города из-за нехватки энергии или своих ошибок. Я уверен, что мы сможем гарантировать снабжение нашего растущего города и в будущем.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Google News Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.