Скидки могут стать причиной судебного иска
Предновогодний сезон - это сезон грандиозных скидок. В данный период цены на многие товары - от одежды до электроприборов - снижаются на 50-70%. Во всех странах в период сезонных распродаж покупатели тратят огромное количество денег.
По мнению аналитиков, своевременная скидка может повысить продажи, оживить интерес к непопулярной продукции, а в некоторых случаях - спасти компанию от банкротства. Однако предпраздничные скидки на товар нередко являются одним из самых распространенных способов обмана покупателей.
Например, незадолго до объявления распродажи магазины увеличивают цены на товары, чтобы цена осталась прежней, но уже с учетом скидки. Для этого нужно только переписать ценник.
Как рассказал «Капитал.kz» сотрудник одного из магазинов по продаже техники, пожелавший скрыть свое имя, акции проводятся постоянно, таким образом, привлекают клиентов, а прибыль получается хорошая. На самом деле это не скидки, просто рекламный ход. «У нас реальная цена домашнего кинотеатра 10 тысяч тенге. Мы ставим цену 60 тысяч тенге, а потом делаем якобы скидку на этот товар на 25%, и продаем за 45 тысяч тенге», - сообщил источник.
По словам Светланы Савченко, президента общественного фонда «Национальная лига потребителей», потребители натыкаются на обман, когда не предоставляется заявленная скидка. Если в магазине заявлена определенная скидка, значит, она должна предоставляться каждому покупателю абсолютно на все товары, которые находятся в этом магазине. «Если на бутике написано «-80%», то товар должен продаваться не меньше, чем со скидкой на 80%. Заявленная скидка должна быть действительной на весь ассортимент товаров, а не только на определенную группу. Если написано «скидка от 10 до 80%», то тогда должны быть показаны группы товаров с соответствующими ценниками. То есть на ценнике должно быть написано «-10%», зачеркнута прежняя цена и поставлена новая», - поясняет г-жа Савченко.
Сейчас популярны скидки на бытовую технику, так называемые «Суперпредложение - две вещи по цене одной». Как говорят эксперты, в этом случае может быть два варианта такой щедрости. Первое, в стоимость одной вещи уже заложена цена второй, второе, эта акция предполагает 50%-ную скидку при покупке не менее 2 вещей.
Если покупатель видит обман, президент общественного фонда «Национальная лига потребителей» советует обращаться в финансовую полицию. «Надо возбуждать уголовное дело против тех людей, которые вводят в заблуждение потребителей. Если обман не превысил 400 тенге - это административная ответственность, если сумма превышает 400 тенге, то продавец должен нести уголовную ответственность», - подчеркивает Светлана Савченко. При условии, если на одного продавца в финансовую полицию поступает более трех жалоб, его могут лишить свободы на два года.
Эта мера, по мнению г-жи Савченко, правильная. «Необходимо информировать не только потребителей, но и продавцов, что если они вводят в заблуждение покупателей, то, соответственно, будут иметь дело с правоохранительными органами. Сейчас финансовая полиция возбуждает много уголовных дел по факту обсчета, обвеса, обмера, и эта норма хорошо работает», - говорит она.
Распродажа! Распродажа!
Как правило, в крупных сетях проводится два основных типа реальных распродаж. Первый тип заключается в том, что для распродажи магазины специально закупают дешевый товар и формируют привлекательный ценовой имидж. Второй тип - это распродажа товарных остатков, цена на которые может быть снижена на 50-70%. Товарные остатки занимают место на складе, на полках, вот почему магазинам важно вовремя от них избавляться. Для покупателей - это возможность хорошо сэкономить. Во всем мире глобальные распродажи одежды объявляются зимой (в предрождественский период) и летом (в июле и августе). Именно в указанные периоды сезонных скидок продаются прошлогодние и позапрошлогодние брендовые коллекции и товары от известных производителей.
Европейские общества потребителей советуют во время скидок в первую очередь смотреть на ценники. С их помощью довольно часто обманывают покупателей. Несколько лет назад в Бельгии в сезон скидок проверили 170 магазинов - от крупных торговых центров до дорогущих бутиков. В 32-х магазинах владельцы просто поменяли старые ценники на новые, утверждая, что стоимость изделий снижена, а в 132-х указали лишь начальные и конечные цены, опустив промежуточные.
Несмотря на ажиотаж перед новым годом, в этом году, по мнению экспертов, на распродажах будет потрачено меньше. Как сообщает консалтинговая компания Conference Board, американцы намерены сократить как минимум на 10% свои расходы на рождественские подарки в нынешнем году. По оценке, средняя американская семья в декабре купит к Рождеству подарков примерно на сумму $418 против $471 в декабре прошлого года.
Прогноз выглядит неутешительным для ритейлоров, с оптимизмом встретивших всплеск активности покупателей. За четыре дня уик-энда по случаю Дня благодарения американцы потратили на шопинг $41 млрд., что на 18,5% больше, чем за эти же дни, следующие за «черной пятницей» распродаж, в 2007 году. Средняя американская семья оставила в магазинах в эти дни $372,57, что на 7,2% больше, чем в прошлогодние праздники. Однако аналитики опасаются, что на сей раз «черная пятница» была не открытием сезона шопинга, а его апогеем, и американцы попридержат свои предпраздничные расходы. Несмотря на то, что сезон традиционного праздничного шопинга обещает в этом году до 75% от первоначальной стоимости товара.
Справка. «Черная пятница» в США следует за Днем благодарения и открывает трехдневный сезон самых значительных за весь год распродаж. Магазины в этот день традиционно открывают рано утром, однако у входа в них, как правило, уже дежурят толпы покупателей. Некоторые даже укладываются возле магазинов с вечера на принесенные матрацы с одеялами. В эти выходные, по оценкам экспертов, крупные магазины собирают до 20% годовой выручки. Название начала сезона скидок прижилось в 60-е годы прошлого века из-за пробок на дороге, которые возникли, когда вся страна двигалась по супермаркетам, желая сделать выгодные покупки и приобрести рождественские подарки.