Российская компания берет у Тбилиси лицензию для работы в Абхазии
Энергетика стала причиной политического скандала в Грузии. Вернее, причиной стал один из важнейших объектов энергетики – крупнейшая в стране гидроэлектростанция на реке Ингури. Планы грузинского правительства ввести на ней совместное управление вместе с компанией «Интер РАО ЕЭС» (учреждена «РАО ЕЭС России») сроком на 10 лет держались в секрете, и информация о них просочилась в новогодние праздники. «Слила» информацию сама российская компания. На ее сайте появилось сообщение о подписании с Министерством энергетики Грузии меморандума «О взаимопонимании по вопросам эффективной эксплуатации Ингури-ГЭС». Российская компания расценивает меморандум как «серьезный успех, учитывая особую важность Ингури-ГЭС для энергоснабжения всего кавказского региона и юга Российской Федерации». С учетом августовской войны между Грузией и Россией излишне говорить, какой эффект произвело данное сообщение в Тбилиси.
Этот вопрос стал в Грузии центральной политической темой последних дней. Внепарламентская оппозиция не замедлила предать правительство анафеме. Впрочем, этот сегмент политического спектра не смог родить ничего более оригинального, чем традиционное обвинение в продаже национального достояния с целью дальнейшего присвоения вырученных денег ненавистным режимом Саакашвили. Оппозиционеры в парламенте к вопросу отнеслись не менее эмоционально, но более серьезно. Меньшинство вызвало для дачи разъяснений министра энергетики, однако еще перед явкой в законодательный орган Александр Хетагури провел специальный брифинг, на котором подтвердил ведение переговоров с «Интер РАО ЕЭС» и несколько прояснил ситуацию. Первое и главное: 100% акций Ингури-ГЭС «принадлежали, принадлежат и будут принадлежать Грузии».
В сухом остатке принципиальные положения готовящегося договора подразумевают следующее: гидроэлектростанция управляется из национального центра Грузии, а «Интер РАО ЕЭС» берет на себя дистрибуцию электроэнергии, которая до сих пор бесплатно использовалась абхазскими сепаратистами. Дело в том, что контроль над Ингури-ГЭС де-факто разделен между Тбилиси и Сухуми. Плотина станции находится на территории, контролируемой грузинской стороной - в Цаленджихском районе региона Самегрело-Земо Сванети. А агрегаты ГЭС расположены в соседнем Гальском районе Абхазии, и вода к ним поступает по тоннелю, прорытому сквозь горы. Поэтому стороны до сих пор делили вырабатываемую электроэнергию по простой схеме. Около трети забирали абхазы, порой снабжавшие и приграничные районы России, а остальное поступало в грузинскую энергосистему.
Теперь Тбилиси нашел себе в лице российской компании официального партнера, которая сможет работать на территории, контролируемой сепаратистами. Что будет иметь с этого сама «Интер РАО ЕЭС», пока неизвестно, но ясно, что согласование с Сухуми она уже провела. По словам Хетагури, работа этой компании в Абхазии позволит привлечь дополнительные $15 млн. Это за электричество, которое - следует отметить - раньше никто не оплачивал. Кроме того, российская компания займется выработкой электроэнергии из воды, которая сейчас впустую льется из каскада, что даст станции еще $25 млн. для дальнейшей модернизации ГЭС и выплаты дивидендов в госбюджет Грузии.
О предполагаемой структуре совместного управления Ингури-ГЭС журналистам рассказал министр экономического развития Грузии. По словам Лаши Жваниа, должен быть создан Совет на паритетных началах, в который войдут по три представителя от грузинской стороны и российской компании. Главным управляющим будет представитель Грузии, и любое кадровое изменение в персонале гидроэлектростанции должно быть согласовано с Тбилиси. Вместе с тем Жваниа подчеркнул, что пока подписан лишь меморандум о намерениях. «Теперь идут переговоры по соглашению о совместном управлении, - сказал министр. - Определены только принципы будущих переговоров, которые пройдут в открытом режиме, с учетом мнения грузинских экспертов. Когда завершатся переговоры - сказать сложно, это зависит от их хода». Заодно Лаша Жваниа дал политическую оценку соглашению с «Интер РАО ЕЭС»: «это означает, что данная российская компания признает целостность Грузии и желает получить лицензию от грузинских властей на ГЭС, которая находится на оккупированной территории Абхазии».
Все это министр энергетики разъяснял в понедельник депутатам на заседании парламентского комитета по отраслевой экономке. После слушаний вице-спикер Михаил Мачавариани выразил уверенность, что Ингури-ГЭС «будет защищена от всех провокаций» и после оформления договора «Интер РАО ЕЭС» полностью оплатит электроэнергию, потребляемую в Абхазии. Кроме того, если у станции будет оставаться лишнее электричество, и оно не потребуется грузинской стороне для экспорта, то российская компания будет закупать эти излишки по рыночной цене, устанавливать которую предстоит Национальной комиссии по регулированию энергетики.
Одним словом, соглашение со всех сторон выгодно для Тбилиси. Неясно лишь, почему российская энергетическая корпорация, контролируемая Кремлем, решила сделать грузинам такой подарок? Хотя, размышляя над этим, следует учитывать еще один аспект. «Интер РАО ЕЭС» давно работает в Грузии - с 2003 года она владеет 75% тбилисской энергораспределительной компании «Тэласи». В собственности компании и два энергоблока - девятый и десятый - на реке Мтквари (Кура), которые снабжают столицу Грузии. И промелькнула информация, которую официально пока не подтверждают, что все эти активы российская компания ставит гарантией выполнения контрактных условий по Ингури-ГЭС.
Тем не менее, грузинская оппозиция недовольна полученными разъяснениями и готовится сделать все от нее зависящее, чтобы сорвать договор с «Интер РАО ЕЭС». Вице-спикер парламента Леван Вепхвадзе раскритиковал власти за то, что они рассматривают этот вопрос только в экономическом контексте. «Но с политической точки зрения оформление подобного соглашения с Россией абсолютно неприемлемо», - подчеркнул парламентарий. Он также заявил, что меморандум с российской компанией противоречит закону «Об оккупированных территориях», запрещающему бизнес-деятельность в захваченных Россией регионах. Правда, позже оппозиционер поправился – он сказал, что в законе обнаружились «дыры», которые власти сознательно оставили именно для таких случаев.
Другой оппозиционер - депутат Джонди Багатуриа - указал на российско-украинский газовый кризис и заявил, что нельзя идти на такое соглашение, «когда вся Европа убедилась в том, как использует Россия энергетику для политического давления». С ним согласен депутат Паата Давитаиа, недавно возглавлявший парламентскую комиссию по расследованию августовских событий. Он предрекает, что уже в ближайшем будущем Россия начнет манипулировать вопросом Ингури-ГЭС, имеющей для Грузии стратегическое значение. Среди оппозиции не видит ничего невозможного в готовящемся договоре только лидер фракции «Промышленников» Зураб Ткемаладзе. «Почему же нельзя, чтобы Россия управляла половиной Ингури-ГЭС, если Министерством иностранных дел Грузии управляет гражданин России?», - иронично заметил он в беседе с журналистами. Когда этот риторический вопрос донесли до главы внешнеполитического ведомства Григола Вашадзе, тот от комментариев отказался. «Грузия является демократической страной, - сказал министр. - У Ткемаладзе есть конституционное право выразить свое мнение, а я имею право полностью проигнорировать его слова».
Справка. Ингури-ГЭС – крупнейшая на Кавказе гидроэлектростанция. Построена в 1977 году. Высота плотины – 272 м. Мощность электростанции – 1300 МВт. Ежегодная выработка может составлять около 4,5 млрд. кВт/ч.