Молочные берега
АВТОР

05.02.2009 • 23:05 912

Молочные берега

Увеличение импорта молочной продукции приводит к тому, что отечественные производители вынуждены сокращать производство или приостанавливать его вообще, такое мнение высказал Санат Курмангалиев, член правления экономистов АПК РК АО «Казагроинновация». «Тревогу вызывает все большее наполнение рынка молочной продукцией, импортируемой из Украины, России, Кыргызстана. Это может подорвать продовольственную безопасность, потому что ухудшается финансовое состояние предприятий», - пояснил «Капитал.kz» г-н Курмангалиев.

Сейчас в Казахстане насчитывается более двухсот молокоперерабатывающих предприятий, большинство из которых представляют малое и среднее предпринимательство. Есть и крупные производства, оснащенные новейшим оборудованием, внедряющие инновационные технологии, новые виды продукции и упаковки, но таких предприятий меньшинство.

По словам Саната Курмангалиева, ситуация в сфере производства и переработки молока складывается таким образом, что из полученного в республике молока на промпереработку закупается не более 30% объема, при этом 9% составляет молоко мелких крестьянских хозяйств. В результате мощности предприятий остаются незагруженными, значительная часть молока и молочных продуктов продается населению частными лицами, и они не гарантированы по стандартам безопасности. Недостаток сырья восполняется восстановлением сухого молока, свыше 80% которого импортируется.

«Рынок молочных продуктов можно характеризовать тем, что при их широком ассортименте и разнообразии поставщиков покупатель имеет возможность выбора. Однако цены высокие и постоянно растут из-за сырья, тепло- и энергоресурсов, ГСМ. В результате значительная часть населения не имеет возможности приобретать даже необходимый минимум молочных продуктов, что ведет к спаду их производства», - считает г-н Курмангалиев.

Основной причиной высоких цен на молочную продукцию является то, что предприятия-изготовители очень редко напрямую поставляют продукцию по госзаказу, в основном, это осуществляется через посредников, являющихся индивидуальными предпринимателями (ИП). «Цены повышаются на 10-20% по причине того, что в лоты включаются продукты разных отраслей - наряду с молоком могут быть мясо, овощи и другие продукты питания. Кроме того, объем справок, документов, прилагаемых к заявке предприятия-изготовителя, доходит до ста страниц, в то время как от ИП такого не требуется. При этом вся работа, включая доставку, ложится на изготовителя», - поясняет Санат Курмангалиев.

Ассортимент

По данным Молочного союза Казахстана, из продукции отечественных производителей на рынке преобладают молоко пастеризованное, кефир, сметана, масло, молоко УВТ обработанное стерилизованное. До 20% видов этой продукции завезено из России и Кыргызстана. Начинаются перебои в торговле творогом, цены на него доходят до 800-1000 тенге за один килограмм. Большим ассортиментом представлены на рынке йогурты, десерты, завезенные из России. В некоторых супермаркетах число их наименований доходит до 80-70 и более. «Цены на них высокие, а в составе - множество добавок. Есть виды, завезенные из Украины и Беларуси, и только единичные - казахстанских изготовителей. Поскольку данный ассортимент потребляют в основном дети, необходимо установить жесткий контроль за соответствием этой продукции требованиям нормативных документов РК по безопасности», - рассказала «Капитал.kz» Лидия Михеева, эксперт Молочного союза Казахстана.

По словам г-жи Михеевой, тревогу вызывает рынок твердых и плавленых сыров. «При наличии у отечественных производителей значительных запасов сыров, имеющих высокие качественные показатели, рынок наводнен сырами украинских производителей. Розничные цены на них довольно высокие - 1200-1600 тенге за один килограмм, у покупателя выбора нет, так как из предлагаемых образцов только единичные, в пределах 5-10%, являются казахстанскими», - говорит эксперт.

Как считают аналитики, сыры отечественных производителей реализуются в основном на рынках и в мелких магазинах продтоваров, наряду с ними продают сыры, завезенные из Кыргызстана. В наиболее тяжелом положении находятся регионы, близлежащие к России. Например, в Петропавловске Северо-Казахстанской области, где расположен сыродельный завод, при проведении маркетинга в магазинах города из 70 видов твердого сыра только 15 (20%) оказалось местного производства и 49 (60%) - завезенных из России. Сыра плавленого из 137 видов местного производства – 13 (10)% и 95 (62%) из России.

«Сложившаяся ситуации приводит к тому, что отечественные товаропроизводители вынуждены сокращать производство или приостанавливать вообще, целые коллективы остаются без работы, подрывается финансовое состояние предприятий, что может нарушить продовольственную безопасность страны, а население не может приобретать свежую натуральную продукцию как в городах, так и в районах», - считает г-жа Михеева.

Отечественные аналитики придерживаются точки зрения, что для эффективной конкуренции на рынке необходимо показывать потребителю преимущества продукции отечественных производителей, а главное, чтобы эти преимущества имели место. «Основными факторами, оказывающими влияние на состояние рынка молочных, как и большинства других продуктов питания, и их конкурентоспособность, являются качество, цена, дизайн и имидж товаропроизводителей», - говорит эксперт.

Основной проблемой для обеспечения качества остается качество используемого сырья. Разрозненность до 90% молочного стада по мелким крестьянским хозяйствам, подворьям, низкая товарность молока (до 30), слабая молокоприемная сеть ведут к тому, что молоко сдается на переработку с высокой бактериальной загрязненностью, низкими техническими свойствами, поясняют эксперты.

Для решения этой проблемы специалисты предлагают ускорить развитие крупнотоварного производства молока, молокоприемной сети, вести активную подготовку к внедрению нового СТ РК на молоко-сырье и дифференцированных цен в зависимости от его качества, по регионам, зонам молокоперерабатывающих предприятий.

«Большинство предприятий еще работает на морально и технически устаревшем энерго- и трудоемком оборудовании, слабо внедряются инновационные технологии, средства контроля технологических процессов, недостаточно спецавтотранспорта. Модернизация и осуществление инновационных мер требует значительных финансовых вложений, а при рентабельности 3-7% предприятиям это не под силу, нужна финансовая поддержка государства», - говорит г-жа Михеева.

Производители недовольны кадрами, по мнению г-на Курмангалиева, отечественные специалисты недостаточно квалифицированные. «Без квалифицированных кадров достичь каких-либо успехов невозможно, а специалисты, выкупаемые отечественными учебными заведениями, имеют крайне низкий уровень технической подготовки, знаний рыночной экономики, менеджмента, значения и путей улучшения имиджа. В программах обучения все большая доля отводится гуманитарным дисциплинам, а по специальным - даже сокращают. Сегодня необходим пересмотр подхода к подготовке кадров технических специальностей, менеджмента», - считает Санат Курмангалиев.

По данным Молочного союза Казахстана, в себестоимости продукции стоимость сырья составляет 50-70%. Молоко – сырье при низком качестве еще и дорогое, так как продуктивность животных небольшая, главным образом, из-за высоких цен на корма. Введенные субсидии на корма для сельскохозяйственных предприятий, которые дают не более 10% молока, не распространяются на основную массу сдатчиков: мелкие крестьянские хозяйства, личные подворья. «К этому прибавляются постоянно растущие цены на тепло- и энергоносители, ГСМ, при увеличении цен требуется повышение заработной платы рабочих, в сравнении с другими отраслями заработок ниже, иначе трудно укомплектовать штат», - отмечает г-н Курмангалиев.

Специалисты предлагают распространить субсидии на корма на всех сдатчиков в зависимости от количества молока, проданного на промышленную переработку, и его качества, а цены на ГСМ, используемые на заготовку молока, субсидировать аналогично растениеводству. В налоговом законодательстве установить нулевую ставку подоходного налога при заработной плате ниже 30 тыс. тенге.

Упаковка

Предприниматели недовольны недоступностью качественной упаковки. «Дизайн и упаковка на уровне внешних поставщиков доступны в основном крупным товаропроизводителям, так как более качественное изготовление осуществляется за рубежом. Если крупное предприятие может сделать заказ на большую партию, что обходится дешевле, то мелкое этого сделать не может. В результате стоимость упаковочных материалов достигает 15-20% от стоимости самой продукции», - говорит г-н Курмангалиев, добавляя, что предприятия несут значительные потери из-за необходимости вносить изменения в маркировку в связи с изменениями требований к маркировке НПА и стандартов, а разрешений к использованию остатков упаковочных материалов, изготовленных до внесения изменений, исполнительным органом не дается.

«Необходимо, рассматривая каждый случай, разрешить на определенный период использование упаковочных материалов с истекшими реквизитами. Это позволит мелким, средним предпринимателям без опаски заказывать более красочные упаковочные материалы», - считает Санат Курмангалиев.

Для продвижения компаний, по мнению экспертов, уровень менталитета руководителей отечественных предприятий довольно низкий. Пока еще не созданы для всех бизнесменов условия для развития добросовестной конкуренции, считают специалисты.

Аналитики, в свою очередь, предлагают оказывать всемерную поддержку созданию фирменных магазинов, лавок, кафе для торговли товарами отечественных производителей, размещая их в жилых массивах, ближе к потребителю. «В этих же магазинах могут реализовывать свою продукцию фермерские, крестьянские хозяйства, индивидуальные предприниматели, причем будут исключены нарушения санитарных норм и правил, имеющих место при дворовой торговле, а предлагаемая продукция будет натуральной. В таких точках производители могут выводить бренд своей продукции, проводить покупательские конференции, улучшать свой имидж», - отмечает г-н Курмангалиев.

В этом максимальную помощь могут оказать акиматы, не допуская бюрократических препятствий, факта коррупции при оформлении разрешительных документов, при возможности выделяя площади из муниципальной собственности за доступную арендную плату.

Предприниматели предлагают установить 15%-ую ставку таможенной пошлины, вместо «0» на отдельные группы товаров, поставляемых странами СНГ, или ограничить импорт. 


Справка. Ситуация в молокоперерабатывающей отрасли за 2007-2008 гг.: надой молока составил 5 млн. 300 тыс. тонн. 

При этом сухого молока – 4 тыс. тонн, обработанного – 960 тыс. тонн, масла сливочного - 19 тыс. тонн, сыра, творога - 16,6 тыс. тонн, сгущенного молока -11,5 тыс. тонн, кисломолочной продукции - 105,8 тыс. тонн.

Импорт молочных продуктов:

 84,5% - сухое молоко, 29,3% - масло сливочное, 56% - сыр, творог, 80% - сгущенные продукты, 25% - кисломолочная продукция, 50% - мороженое. 

Следует отметить, что в первой половине 2008 года импорт масла сливочного снизился на 7%, сыра, творога – на 5%, кисломолочной продукции – на 0,2%, производство сухого молока возросло на 12%.

Заметили опечатку? Выделите ее мышью и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

молоко упаковка молочная продукция

05.02.2009 • 23:05 912

Поделиться
Новости партнёров
Loading...
  • Kapital.kz – информационное агентство, информирующее о событиях в экономике, бизнесе и финансах в Казахстане и за рубежом. Запрещается использование материалов Центра деловой информации Kapital.kz казахстанскими интернет-СМИ, несмотря на наличие гиперссылки на источник. Данным разрешением обладают исключительно информационные партнеры. Также не допускается перепечатка материалов делового портала Kapital.kz, которые прозвучали в эфире радиостанций, телеканалов, появились на страницах газет или были размещены на интернет-ресурсах, являющихся информационными партнерами Kapital.kz.
    Редакция Kapital.kz не всегда разделяет мнения авторов статей.

  • Яндекс.Метрика
    Система Orphus