Увеличатся ли инвестиции в Казахстан
В январе этого года инвестиции в основной капитал Казахстана составили 162,9 млрд. тенге, что на 13,9% меньше, чем в январе 2008 года, указывается в распространенном сообщении госагентства по статистике.
Согласно статданным, рост инвестиций в отчетном периоде был отмечен в 10-ти регионах республики. Наибольший рост, по информации статистиков, был зафиксирован в Жамбылской (в 6,8 раза), Северо-Казахстанской (в 5,7 раза) и Южно-Казахстанской (в 3,5 раза) областях.
Между тем в шести регионах снизились объемы инвестиций в основной капитал, из них значительно - в Астане (на 80,5%), отметили в статагентстве.
В январе 2009 года по сравнению с соответствующим периодом прошлого года увеличилась доля инвестиционных вложений в обрабатывающую промышленность - на 2,4%, транспорт и связь - на 8,5%, здравоохранение и предоставление социальных услуг - на 0,4%.
При этом наблюдается снижение удельного веса инвестиций в операции с недвижимым имуществом, аренду и предоставление услуг потребителям - на 5,9%. В Казахстане, население которого более 15,7 млн. человек, 16 регионов: 14 областей и два города республиканского значения - Алматы и Астана.
Между тем, как ранее «Капитал.kz» рассказывал Азамат Набенов, заместитель председателя правления АО «Казкоммерц Инвест», в этом году стоит ожидать и некоторого снижения объема иностранных инвестиций, что, прежде всего, связано с общей ситуацией на рынках. Международным инвесторам сейчас просто не до новых инвестиций в развивающиеся рынки, они больше заняты своими проблемами – оптимизируют затраты, урезают бюджеты, сворачивают новые проекты.
В то же время инвестиции в проекты, которые начаты и действуют в настоящее время, будут продолжать поступать в Казахстан.
К сожалению, на приток иностранных инвестиций сегодня больше влияют не внутренние факторы, а, как уже отмечено, ситуация на мировых рынках. Инвестиционный климат в Казахстане и условия работы для иностранных инвесторов и до этого были благоприятными. Конечно, есть еще над чем трудиться - снижать уровень коррупции, работать над прозрачностью деятельности госорганов и пр. Но большое влияние оказывает нестабильность в мире - инвесторы просто ждут прояснения ситуации.
Вместе с тем, по словам г-на Набенова, необходимо отметить, что падение цен на нефть, металлы, зерно может сказаться на макроэкономических показателях республики, что, в свою очередь скажется на инвестиционной привлекательности Казахстана. «Принимаемые меры по оживлению экономики, мы считаем правильными, однако нужно срочно приступать к их осуществлению, так как при дальнейшем промедлении они могут не иметь эффекта», - подчеркивает он.
Ждут большого притока инвестиций в Казахстан после присоединения к Киотскому протоколу, ежегодно они будут составлять до $700 млн. Такое мнение вчера высказал Нурлан Искаков, министр охраны окружающей среды Казахстана.
«Ожидаемые инвестиции по Киотскому протоколу примерно в год будут составлять от $400 до $700 млн. Мы думаем, что за 2-3 года мы привлечем не менее 1,5 млрд. евро в нашу страну в виде технологий, техники», - пояснил глава ведомства.
При этом он подчеркнул, что Казахстан намерен ратифицировать указанный международный документ по механизму чистого развития.
«Что касается наших обязательств по Киотскому протоколу, то мы ратифицируем его пока без обязательств. Это механизм чистого развития», - отметил министр, подчеркнув, что «Казахстан в условиях кризисной экономики на себя пока берет именно такой действенный механизм чистого развития, по которому работает ряд государств».
«Данный законопроект одобрен мажилисом и сейчас находится на рассмотрении в сенате. Мы надеемся, что до конца этого месяца он будет ратифицирован», - добавил он.
Казахстан ратифицировал рамочную конвенцию ООН об изменении климата в 1995 году, а в 1999 году республикой был подписан Киотский протокол к данной конвенции.
В тексте Киотского протокола указывается, что «механизмы чистого развития - проекты по сокращению выбросов парниковых газов, выполняемые на территории одной из стран Рамочной конвенции ООН об изменении климата (обычно развивающейся), не входящей в приложение I, полностью или частично за счет инвестиций страны приложения I».