Следует не допустить гибели реального сектора экономики
Казахстанские предприятия, работающие в реальном секторе экономики, необходимо обеспечить длинными финансовыми ресурсами. Такое мнение «Капитал.kz» высказал Петр Потапов, генеральный директор АО «Vita». «Основная задача – не обрушить компании, которые работают в реальном секторе экономики. Казахстану будет дорого заново возводить эти предприятия. Если же они обрушатся, то огромное количество людей лишится работы, соответственно и средств к существованию. А это чревато не только гибелью реального сектора, но и обрушением всего государства», – считает г-н Потапов.
По его словам, бизнес в сложившейся обстановке ждет от власти адекватных действий. Банкам, по сути, уже оказывают помощь – именно через них сейчас распределяются бюджетные средства для поддержки строительных компаний, а также малого и среднего бизнеса (МСБ). Однако освоение выделенных средств происходит слишком медленно. «Сегодня о прорыве казахстанской экономики не может быть и речи. Она уже как полтора года находится в режиме выживания. И для того чтобы выжить, нужно оперативно не только принимать, но и осуществлять все антикризисные меры. Пока дно кризиса не достигнуто, ясно, что завтра будет хуже, чем сегодня», – полагает Петр Потапов.
Аналогичного мнения придерживается и Серик Туржанов, вице-президент Торгово-промышленной палаты (ТПП). «Если сегодня антикризисная команда, которая создана в кабмине, сработает правильно, а главное оперативно, то у нас еще есть шансы вылезти из этого болота. Если же нет, то мы в нем просто утонем. Другими словами, потеря времени – потеря темпов, потеря темпов – потеря курса», – пояснил «Капитал.kz» г-н Туржанов.
Как говорит вице-президент ТПП, некоторые товаропроизводители остались недовольны налоговой инициативой властей. Основная претензия бизнеса к правительству заключается в том, что власть не прислушалась к его аргументам. Реальный сектор, конечно, вовсе не против происходящих изменений, но он хотел бы получить максимум свободных средств сегодня, потому что завтра уже, возможно, будет поздно.
«Нужно создавать условия для бизнеса. Сегодня одно рабочее место в среднем бизнесе стоит от $100-500 тыс., в Германии же это обходится в 500 тыс. евро. Мы примерно подсчитали, для того чтобы отечественное товаропроизводство заработало, налог на добавленную стоимость (НДС) должен быть на уровне 5-7%. Если хватит мужества это сделать, то оно будет развиваться. Президент каждый год НДС понижает, с 20% уже дошли до 12%. Изначально в Европе НДС позиционировался, как налог от перепроизводства. У нас же производства как такового не было вообще, а НДС был 20%. Заведомо все говорили: нам производство не нужно, мы будем покупать за рубежом. А вот кризис показал, что эта политика не работает. Теперь все «переобулись» и кричат о том, что срочно надо развивать отечественное производство, сельское хозяйство и т.д. А как его развить, когда мы раздеты и разуты», – сетует Серик Туржанов.
По его словам, во времена кризиса крайне важно инвестировать в инфраструктуру, для того чтобы привлекать не только отечественные, но и зарубежные инвестиции. «Сегодня очень много говорится о том, что сельское хозяйство может стать для Казахстана новым локомотивом. Однако если власти будут действовать и дальше в том же духе, это неминуемо отпугнет от агропрома как отечественных инвесторов, так и зарубежных. Правила игры остались прежние. За последний год практически все коммунальные услуги, такие как газ, электроэнергия, канализация, водопровод увеличились в цене. И при этом говорят, что цены повышать нельзя, у нас просто «классная» рыночная экономика», – уверен эксперт.
Не секрет, что сейчас правительство предпринимает неординарные меры для поддержки казахстанского бизнеса в период кризиса. Это и реформирование системы госзакупок в пользу отечественного товаропроизводителя, и продление моратория на проверки МСБ, и увеличение объемов кредитования сектора параллельно со снижением ставок кредитов, и возможность рефинансирования ранее выданных кредитов. Но, по мнению вице-президента ТПП, условия заимствований и кредитные ставки по ним остались по-прежнему жесткими. «Денег нет, проценты очень высокие. Те же 12,5,%, которые «Самрук-Казына» дает – это много, для товаропроизводства нужно максимум 7-8%», – считает Серик Туржанов.
Частично с таким мнением соглашается и Петр Потапов. По его словам, действия государственных институтов на самом деле порой помогают отечественному бизнесу выйти на качественно новый уровень. «В разных секторах экономики разные допустимые процентные ставки по кредитам, но для пищевки и сельхохтоваропроизводителей 16% годовых, даже в валюте – это приемлемо. Я просто вижу, что и государственные институты развития, и БВУ сейчас все вместе смотрят на ситуацию как пожарники, которые с ограниченным количеством воды стоят среди большого пожара и бросают по капле воды только туда, где вспыхивает костер, а там, где просто тлеет – не льют, экономят», – полагает г-н Потапов.
По его мнению, сегодня очень актуальная проблема – это удлинение кредитных ресурсов, потому что в связи с замедлением всей экономики товаропроизводители вовремя гасить основной долг просто не в состоянии. «Мы от Банка Развития Казахстана (БРК) наконец-то получили впервые в этом году кредит под 16% годовых. Мы у БРК просили на 2 года, а он дал всего на 1 год, и при условии, что половину кредита мы должны погасить уже через полгода. И это БРК, что уж говорить об остальных. В силу того, что в данный момент на рынке ситуация достаточно серьезная, основной долг погашать становится проблематично», – резюмировал Петр Потапов.