USD
448.89₸
+0.080
EUR
477.93₸
+1.110
RUB
4.76₸
-0.010
BRENT
87.62$
+0.560
BTC
63519.80$
+1870.700

Спасутся только банки

Как выжить страховым компаниям?Страховые организации Казахстана в январе-феврале 2009 года собрали страховых премий на общую сум...

Share
Share
Share
Tweet
Share

Как выжить страховым компаниям?

Страховые организации Казахстана в январе-феврале 2009 года собрали страховых премий на общую сумму 17,9 млрд. тенге, что на 51% меньше аналогичного показателя 2008 года. Сбор страховых премий по итогам года снизится на 10% и составит 120 млрд. тенге. Причем наибольшее падение в ближайшее время покажет рынок добровольного имущественного страхования. Такой прогноз дает Агентство по финансовому надзору. Страховщики, в свою очередь, ищут пути преодоления кризиса и способы привлечения клиентов. О том, как остаться на плаву и преодолеть кризис в эксклюзивном интервью «Капитал.kz» рассказали Зауреш Далеева, председатель правления АО «Страховая компания «Альянс Полис», и Куаныш Даутов, исполнительный директор АО СК «Евразия».

– Как переживает страховой рынок финансово-экономический кризис, и каковы Ваши прогнозы в этом сегменте?

Зауреш Далеева:

– Проблема ясна – страховой рынок, как важная часть финансового рынка в целом, очень болезненно переносит финансовый кризис, кроме того, в отличие от банковского сектора, страховой не поддерживается государством в этот тяжелый период. Более того, в новом Налоговом кодексе усилена налоговая нагрузка на страховые компании. Помимо продолжающегося кризиса, развитие казахстанского страхового рынка несколько тормозит и недоработанность некоторых законодательных актов.

Плюс, недавняя инициатива Агентства по финансовому надзору передать страхование от несчастных случаев на производстве из отрасли общего страхования в страхование жизни – она может только усложнить развитие рынка, ухудшить качество услуг в этом сегменте. 

Говоря о перспективах развития, понятно, что произойдет замедление темпов роста, но рынок будет продолжать свое развитие. Конечно, и этот год не будет легким. Думаю, тот же банковский сектор с замиранием смотрит на нас, пытаясь понять и спрогнозировать дальнейший сценарий развития. 

Безусловно, конкуренция ужесточится. Уже отчетливо наблюдается снижение страховых премий по добровольным видам страхования. А, следовательно, многие компании направляют все усилия на сектор обязательного страхования. И конкурировать более мелким компаниям с уже лидерами рынка, у которых хорошая клиентская база и большой опыт, естественно, будет очень трудно. 

Если говорить об игроках на отечественном рынке – произойдут рокировки компаний. Выйдут на арену «сразиться» за лидерские позиции иностранные страховщики. Думаю, «выживут» крупные компании, с неплохими активами, клиентской базой и успешными иностранными партнерами, например, как у нас, по перестрахованию. Хотя, как показывает мировой опыт, – прогнозы на сегодняшний день часто не всегда уместны.

Куаныш Даутов:

– В 2009 году будет продолжаться спад на страховом рынке Казахстана. Обязательные виды страхования, так или иначе, сохранятся в республике, а все добровольные виды, особенно добровольное имущественное страхование, будут «проседать». Я думаю, что имущественное страхование в целом в 2009 году упадет минимум на 20%. Несмотря на всю ситуацию на рынке, компания показывает динамичный рост. Кроме того, будет снижаться спрос на такие продукты, как автоКаско, настолько, насколько будет снижаться спрос на автомобили, и автокредитование. 

– Как пережить кризис страховым компаниям, чтобы остаться на плаву?

Зауреш Далеева:

– Готовых успешных рецептов преодоления кризиса как таковых – нет. Стратегию, методы и способы выживания каждая компания выбирает для себя, поэтому я не могу говорить в целом о всех компаниях. 

Наверное, наиболее приемлемым для нас в данный момент вообще является переоценка ценностей. Страховые компании теперь более тщательно будут оценивать риски, внимательнее относиться к рынку, повышать профессиональный уровень страховщиков и эффективность топ-менеджмента. 

Также нужно сделать свои услуги всегда необходимыми для потребителя. А для этого самое актуальное – удобная линейка продуктов, включая экономичные; быстрое реагирование, высокое качество сервиса по всем видам страховых услуг и на всех стадиях их оказания, внимание и забота о клиентах. И, безусловно, самое главное и первостепенное для страховой компании – это ее способность отвечать по своим обязательствам перед каждым клиентом, то есть оперативно производить выплаты по страховым случаям, быть отзывчивой компанией. Для клиента всегда важно, кто и как поддерживал его в трудные моменты, а во время финансового кризиса важно вдвойне. Вдобавок, необходимо постоянно улучшать качество сервиса, делая страховых агентов и менеджеров не просто профессионалами– страховщиками, а помощниками для клиентов.

Куаныш Даутов:

– На данный момент путь преодоления воздействия кризиса на бизнес страховщиков уже должен быть ими выбран. Если говорить о «Евразии», то основу для стабильного роста, который в настоящее время демонстрирует компания, мы заложили еще весной 2007 года, когда появились первые кровавые отчеты с рынков США. Тогда было принято решение о том, чтобы «Евразия» сократила свои инвестиции в долгосрочные бонды, значительно увеличила инвестиции в депозиты в БВУ, которые максимально соответствуют специфике страхования, способные обеспечить максимальную ликвидность. Мы также вывели средства из высокорисковых бумаг, особенно строительного, финансового секторов, на пике их цены в 2007 году. 

Кроме того, всю вторую половину 2008 года мы скупали еврооблигации казахстанских банков. Таким образом, около 30% нашего портфеля захеджировано от падения тенге, а учитывая, что наши основные выплаты осуществляются все-таки в Казахстане, нам этого оказалось достаточно для того, чтоюы предупредить недавние события на казахстанском валютном рынке.

– Планируете ли вводить антикризисные продукты? 

Зауреш Далеева:

– Если под «антикризисными» понимать гибкость тарифов страховых продуктов и их пересмотр, то для нас это уже применяемые вещи. Актуальность введения каких-либо новинок на рынке, я думаю, отсутствует. Сейчас потребителю нужны гарантированное недорогое страхование и ответственность компании по своим обязательствам. Это главное. Конечно, скидки могут распространяться в основном на добровольные виды страхования. В данный момент мы пересматриваем, изменяем и улучшаем большинство существующих продуктов. Наша цель – сделать их более четкими, удобными для клиентов с гибкими ценовыми ставками. Чтобы продукт был экономичным, и в то же время покрывал необходимые застрахованному риски.

Для «Альянс Полиса» приоритетными в этом году являются корпоративные продукты, медицинское страхование и автострахование. Замечу, что последнее является наиболее востребованным продуктом. Причем не только как обязательный вид, но и как добровольный. Сегодня люди уже не задаются вопросом: нужно ли страховать машину. Потому что каждый день видят аварии на дорогах. И мы предлагаем широкую линейку продуктов: автоКаско, обязательное страхование, страхование собственного автомобиля не только от риска ДТП, стихийных бедствий, но и противоправных действий третьих лиц. Дальнейшее развитие получит страхование имущества. Особенно в Алматы, зоне повышенной сейсмичности. И если по правилам страхования мы не можем застраховать многоквартирный дом целиком, – будем страховать владельцу отдельно стены квартиры, а отдельно, например, отделку помещения… 

Куаныш Даутов:

– СК «Евразия» предлагает клиентам множество страховых продуктов и решений, способных покрыть убытки, возникшие, в частности, в результате кризисных явлений в экономике, если последние признаются страховыми случаями.

СК «Евразия» идет в ногу с потребностями рынка, предпринимая различные шаги с целью содействия мерам стабилизации ситуации. Так, «Евразия» еще в прошлом году вывела на рынок эксклюзивный продукт, актуальный в текущий момент, который позволяет банкам высвобождать капитал. Дело в том, что в связи с повышением рейтинга компании, в соответствии с постановлением Агентства по финансовому надзору, лишь полисы «Евразии» могут приниматься банками в Казахстане в качестве обеспечения кредитного портфеля. То есть банк, приобретая данный продукт, может начислять провизии в меньшем объеме, что в условиях ограниченной ликвидности является своего рода поддержкой банка, а соответственно и экономики в целом, со стороны страховой компании. 

– Планируется ли переориентация бизнес-процессов? 

Зауреш Далеева:

– Безусловно, рынок предъявляет те или иные требования, включая ситуации на международной арене и, как следствие, сам, кризис – это также рынок со специфическими требованиями к ведению бизнеса. А для многих людей и компаний кризис – это период переоценки ценностей, пересмотра возможностей, отлаживания и усовершенствования бизнес-процессов. В сложившихся условиях компании должны быстро реагировать на ситуации – перестроиться: стать мобильными, скоростными. Топ-менеджмент решения должен принимать оперативно, без проволочек. Те, кто неповоротлив и медлителен, просто не выживут, таким компаниям будет трудно развернуться в нужном направлении. 

Если говорить о нас, то кардинальной переориентации бизнес-процессов мы не внедряем. Мы их усовершенствуем, улучшаем, естественно, чтобы повысить рентабельность компании, качество нашей работы, управленцев и служащих. Тем более что еще в 2007 году мы получили сертификат ISO 9001-2000, подтвержденный немецким сертификационным центром «TUV SERT». И наша система менеджмента качества всегда должна соответствовать зарубежным стандартам.

– Можно ли экономить на страховании?

Куаныш Даутов:

– В целом, надо отметить, что в период экономических потрясений бизнес стремится сокращать расходы, и это оправдано, но лишь по ряду расходных статей. Надо понимать, что именно в кризисных условиях отвлечение основных средств компании на покрытие убытков от таких страховых случаев, как пожары, производственные аварии и т.д., может поставить бизнес в крайне сложное положение. Вот почему поэтому компаниям ни в коем случае нельзя сокращать расходы на страхование. 

– Многие аналитики полагают, что на рынке страхования Казахстана в ближайшие годы будет множество сделок по слиянию и поглощению. Согласны ли Вы с этим?

Зауреш Далеева:

– Возможно. Хотя подобные процессы больше происходят за рубежом, ведь мировой страховой рынок также испытывает спад. Для того чтобы выжить, многие гиганты финансового рынка либо дробят свой бизнес, либо идут на слияния и поглощения со своими недавними конкурентами. Если говорить о Казахстане, то я думаю, например, допустимо поглощение какой-либо компании более крупным игроком. Причиной может стать не банкротство компании, а скажем, снижение привлекательности страхового бизнеса в нынешних условиях или что-либо еще.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Google News Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.