позволит сократить расстояния доставки нефти в Азербайджан и Иран
Началось строительство железнодорожной линии Ералиево – Курык. Новую линию протяженностью 14,4 км строители обещают сдать ровно через год.
По данным пресс-службы Министерства транспорта и коммуникаций РК, компанией-концессионером проекта – ТОО «Астана-АРЭК» завершен подготовительный этап, заключен договор с генеральным подрядчиком – ТОО «Мостстройотряд-1», который и начал работы на данном объекте. «Астана-АРЭК» и генеральный подрядчик проекта «в полной мере обязуются выполнить поставленные задачи и запустить линию уже во втором квартале 2010 года», отмечается в сообщении пресс-службы.
Стоимость строительства линии протяженностью 14,4 км составляет 8,1 млрд. тенге. Прогнозируемый Минтранскомом объем перевозок по данной железной дороге в первый год ее эксплуатации составит порядка 4 млн. тонн. Срок концессии проекта – до 2030 года.
«Глава государства в своем Послании народу Казахстана от 6 марта 2009 года «Через кризис к обновлению и развитию» отметил необходимость продолжения начатых к реализации инфраструктурных проектов, – сказал в своем выступлении глава транспортного ведомства Абельгази Кусаинов. – Кроме того, строительство новой железнодорожной линии Ералиево – Курык является выполнением одной из задач Транспортной стратегии Казахстана до 2015 года, утвержденной президентом страны. Основные цели проекта – создание условий для развития береговой инфраструктуры прикаспийских территорий РК и развитие грузового района порта Курык и береговой инфраструктуры, обеспечение транспортировки казахстанских грузов к Каспийскому морю, снятие чрезмерной нагрузки с морского порта Актау, транспортное обслуживание порта Курык».
Согласно Программе развития морского транспорта Республики Казахстан на 2006-2012 годы, бухта Курык должна стать базой для будущего развития казахстанского торгового флота на Каспии. Здесь предполагается построить судоверфи для строительства морских судов, морской порт, сухие доки. Здесь же планируется образовать крупный логистический центр, который позволит создать новый альтернативный маршрут транспортировки грузов в рамках транспортных коридоров ТРАСЕКА и Север – Юг.
Порт Курык расположен в заливе Бековича-Черкасского и находится в 11 км от железнодорожной станции Ералиево. Бухта находится неподалеку от порта Актау и рядом с Кашаганом, а также близка к азербайджанскому терминалу Самгател, напрямую соединенному с нефтепроводом Баку – Тбилиси – Джейхан.
План развития порта готовит АО «НК «КазМунайГаз», которое вынуждено было найти другие пути экспорта нефти в обход перегруженного порта Актау. В рамках комплексного плана развития береговой полосы казахстанского сектора Каспийского моря КМГ намерен построить в районе порта Курык специализированный нефтеналивной терминал с производственной мощностью до 20 млн. тонн в год. Порт Курык позволит сократить расстояние доставки нефти и нефтепродуктов по Каспийскому морю в порты Азербайджана и Ирана примерно на 50-60 миль. В среднесрочной перспективе будет создана морская администрация порта для осуществления в установленном порядке государственного портового надзора и обеспечения безопасности мореплавания. Акватория залива при естественной защищенности от волн и глубине до 5,5 м является наиболее предпочтительным и рациональным местом размещения судоремонтного завода.
По состоянию на 1 января 2006 года в портах Актау и Баутино зарегистрировано более 100 судов, задействованных на различных работах в акватории Каспийского моря. В ближайшие годы количество судов может значительно возрасти вследствие увеличения объема работ по разработке нефтяных месторождений казахстанского сектора Каспийского моря. Таким образом, имеются все предпосылки для строительства в Казахстане судоремонтного завода. Инвестиции по судоремонтному комплексу составят порядка 4,8 млрд. тенге. Создание всей инфраструктуры в порту Курык оценивается в размере 70,3 млрд. тенге.