В Казахстане отмечен спрос на услуги психологов
Казахстанцы стали чаще пользоваться услугами психологов. Специалисты отмечают, что увеличение числа обращений за психологической помощью – это последствия мирового финансового кризиса. Таким мнением с «Капитал.kz» поделился Владимир Стеблянко, президент Ассоциации психологов Казахстана. «Количество казахстанцев, которые стали обращаться за помощью к психологам, пусть незначительно, но увеличилось. Вместе с тем психологические проблемы стали более глубокими, у людей появилось больше поводов для страха и депрессии. 70% людей способны самостоятельно справиться с этим, 30% нуждаются в помощи психолога. И если сейчас не заниматься профилактикой этих состояний, то через пару-тройку лет они перерастут в психосоматические заболевания», – предупредил г-н Стеблянко.
В сложившейся экономической ситуации трудно найти человека, который не был бы озабочен тем, как пережить кризис с наименьшими потерями, но воспользоваться услугами квалифицированного специалиста может себе позволить не каждый. «К сожалению, не все нуждающиеся в помощи люди могут позволить себе оплатить услуги психолога. Одним из путей разрешения этой проблемы может стать выделение бесплатных помещений для работы психологов и ее финансирование районными и городским акиматами. Сегодня практически каждый психолог платит аренду за кабинет, помимо этого требуется его обустройство. К примеру, в нашей ассоциации состоит 305 психологов, и мы за свои 400 квадратов платим $8 тыс. ежемесячно, наш баланс получается в ноль. Это очень накладно, поэтому мы вынуждены брать деньги за свои услуги», – говорит психолог.
В Казахстане расценки на психологическую помощь пока значительно ниже, чем на Западе, где час беседы с психологом может обойтись в $300. В среднем по республике стоимость варьируется в пределах 1-3 тыс. тенге за час, в зависимости от популярности психотерапевта или психолога. Алматинская же такса начинается от 4 тыс. тенге за час работы психолога. Правда, как правило, одним часом дело не обходится. «У каждого психолога свои расценки. К примеру, чтобы не работать в минус, одну диагностическую встречу с длительностью 1-2 часа мы должны оценивать не менее 3 тыс. тенге – это минимальная цена. А вообще, за один час работы психолога цены в городе варьируются в пределах от 4 тыс. тенге и выше. Однако есть и такие психологи, у которых час стоит 15-17 тыс. тенге, их немного, но ходят и к ним», – пояснил президент Ассоциации психологов Казахстана.
Как рассказала «Капитал.kz» психоаналитик Зубайда Кененбаева, задача врача не разорить своего клиента, но сумма, которая оплачивается психологу, должна быть ощутима. «Чем ощутимей сумма, тем соответственно и больше результат. Цена устанавливается так: я спрашиваю, сколько вы можете заплатить за мои услуги или же говорю, мои услуги стоят столько-то, вы готовы к этой сумме? И дальше человек уже сам решает, надо ему это или нет. Дело в том, что люди, заплатив большую сумму, как правило, и больше вкладываются в работу», – объяснила г-жа Кененбаева.
По ее мнению, цена складывается целиком и полностью из доходов конкретного человека. Другими словами, стоимость услуг зависит только от материального благосостояния казахстанцев, а не от уровня сложности того или иного психологического заболевания. «У меня есть клиенты, которые платят 1,5-2 тыс. тенге за встречу, а есть и такие, которые платят намного больше. Нереально, если я предложу преподавателю средней школы заплатить 3 тыс. тенге за час – у нас должно быть не менее трех встреч в неделю. У некоторых педагогов и всей зарплаты на такие услуги не хватит, поэтому и 1,5 тыс. тенге для этой категории – довольна значимая сумма. Но если бизнесмену сказать, что моя работа стоит 3 тыс. тенге, то меня как психолога обесценят и скажут: раз мало берете, значит и толку от вас будет мало», – уверена психоаналитик.
Аналогичного мнения придерживается и Айгуль Садыкова, руководитель Центра здорового образа жизни. «Есть такой нюанс – и здесь не вопрос зарабатывания денег на несчастье других. Не секрет, что у многих казахстанцев сложился такой менталитет, что если вещь досталась даром, то ее толком и не ценят. Это вопрос стабильности и укрепления эго: когда человек что-то вкладывает, он и получает соответственно», – говорит г-жа Садыкова.
Кроме психологов на кризисе неплохо зарабатывают различные колдуны, чародеи и экстрасенсы, объявлениями которых пестрят газеты. По экспертным оценкам, они-то и занимают значительную долю рынка психологической помощи в Алматы. Именно кризис породил магов, специализирующихся исключительно на кризисе, и цены у них такие же – потусторонние: в среднем 2-5 тыс. тенге за сеанс.
Однако казахстанцам, как рекомендуют эксперты, в случае возникновения психологических проблем нужно обращаться за помощью только к профессионалам своего дела. «В подобных ситуациях лучше обратиться за помощью к психологу. Чем дольше человек находится в нестабильном психологическом состоянии, тем вероятнее усугубление и закрепление такого состояния на длительное время, тем сложнее ему адаптироваться в новых условиях, видеть альтернативные пути решения проблем», – считает г-н Стеблянко.
Казахстанские психологи сходятся во мнении, что кризис в первую очередь следует воспринимать как путь к лучшим переменам. «Кризис – необходимое и положительное явление, это путь к лучшим переменам, это новый виток для следующего старта. Поэтому казахстанцам необходимо научиться мобильно перестраивать себя и жить полной жизнью, а не частичной», – заключила г-жа Кененбаева.