Требуется пересмотр
АВТОР

23.04.2009 • 20:43 837

Требуется пересмотр

Казахстану необходим новый закон «О частном образовании»

Эффективное развитие частного образования в Казахстане возможно только при принятии нового, отвечающего всем современным требованиям закона «О частном образовании». Таким мнением с «Капитал.kz» поделился Талгат Акуов, президент Независимой ассоциации предпринимателей (НАП). «Наша рабочая группа разработала такой законопроект еще в прошлом году. В этом году мы во второй раз выставляем его на рассмотрение в сенат и мажилис. С данным документом было ознакомлено и Министерство образования и науки. Мы надеемся и ждем от них тех решений, которые дадут новый импульс развитию качественного образования», – подчеркнул г-н Акуов.

По его словам, помимо необходимости рассмотрения правительством проекта закона «О частном образовании», чиновникам следует обсудить предложение о вычетах из налогов средств, инвестируемых предпринимателями на строительство объектов образования, и принять в зачет для МСБ в размере до 50% и для крупных предприятий до 25% от суммы налогов. Также в правительство будет внесено предложение о создании фонда подготовки рабочих кадров путем отчислений с прибыли предприятий нового налога: на подготовку кадров – 3% от фонда зарплаты, за счет предприятий и государства, разделив финансирование на равные доли, развить в стране сеть ПТУ.

Кроме того, по опыту развитых стран специалисты в области образования предлагают не только выделять из бюджета средства на образование учащихся частным учреждениям образования наравне с государственными, но и приравнять к государственным социальные гарантии для работников частного образования.

«Сегодня учитель государственной школы или вуза может по госпрограмме купить себе квартиру, к примеру, по $300 за квадратный метр, а педагог сферы частного образования уже не имеет такой возможности, поскольку не входит в категорию госслужащих. При этом средняя зарплата у преподавателей частного и государственного образования примерно одинаковая. Неравенство частного и государственного образования проявляется и со стороны государства, которое учителей госучреждений награждает дипломами, медалями, грамотами и даже квартирами, а частных – нет. В таком случае, зачем заявлять, что как государственное, так и частное образование для государства одинаково значимы», – недоумевает Талгат Акуов.

Аналогичного мнения придерживается и Роза Садыкова, исполнительный директор Республиканской ассоциации частных организаций образования (РАЧОО). По ее словам, частное и государственное образование в Казахстане находятся абсолютно в неравных условиях. К примеру, до частных школ не доходит более 0,5 млрд. тенге, выделяемых из госбюджета.

«В бюджете на каждого ребенка закладывается около 40 тыс. тенге в год. Примерно 15 тыс. детей в стране учатся в частных школах. Если затраты на 15 тыс. детей умножить на эту сумму, то получается 600 млн. тенге, которые заложены в бюджет, но не доходят до частных школ. Не все родители могут позволить себе те затраты, которые несет государство в сфере образования. К примеру, в Корее и даже в России существуют нормы, по которым все ученики как частных, так и государственных школ получают одинаковое содержание. Мы считаем, что нужно поддерживать паритет: 80-85% учеников должны учиться в государственных школах, 15-20% – в частных. На Западе это обычное соотношение. У нас же частная школа составляет всего лишь 2-3%», – объяснила «Капитал.kz» г-жа Садыкова.

Вдобавок к этому в частном образовании, как говорит специалист, существуют еще две немаловажные проблемы. К первой исполнительный директор РАЧОО отнесла острую нехватку кадров, которая в большей степени наблюдается именно в частном образовании. И это, по ее словам, прежде всего, связано с низкой заработной платой учителей. «На мой взгляд, для решения этой проблемы надо сократить примерно 15% государственных школ в городах, потому что в сельской местности нет смысла этого делать. И за счет сокращения количества учителей поднять зарплату в два раза. И тогда в школу вернутся квалифицированные кадры, которые из-за низкой зарплаты когда-то ушли в торговлю и другие сферы», – считает эксперт.

Вторая же проблема заключается в том, что в последнее время, особенно в условиях экономического спада, количество частных школ стремительно сокращается. «В Алматы три года назад было 65 школ, а сегодня всего 42. Еще 12 частных школ акимат готовится закрыть в этом году. Так вообще не останется частного образования. То же самое с вузами. Их было 170, а сейчас осталось около 80. У частных организаций образования нет помещений и территорий, нет возможностей развития», – заключила Роза Садыкова.

Узнавайте больше об интересных событиях в Казахстане и за рубежом.
Подписывайтесь на нас в Telegram

Заметили опечатку? Выделите ее мышью и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

вузы образование школы частное образование преподаватели

23.04.2009 • 20:43 837

Поделиться
Требуется пересмотр
  • Центр деловой информации Kapital.kz — информационное агентство, информирующее о событиях в экономике, бизнесе и финансах в Казахстане и за рубежом. При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции. Редакция Kapital.kz не всегда разделяет мнения авторов статей. При нарушении условий размещения материалов редакция делового портала имеет право на решение спорных моментов в законодательном порядке.

  • Яндекс.Метрика
    Система Orphus