Наднациональная евразийская валюта появится через 3 года
Идея создания региональной валюты может быть реализована к 2012 году. Такой прогноз в конце прошлой недели во время VIII Евразийского медиафорума (ЕАМФ) озвучил Игорь Панарин, профессор дипломатической академии МИД России. «Идея Нурсултана Назарбаева о создании новой валюты может быть реализована в рамках Евразийского союза. Предполагаю, что, может быть, условно к 2012 году, и столицами его могут быть два города – Алматы и Санкт-Петербург», – отметил г-н Панарин.
По его мнению, процесс создания глобальной наднациональной валюты – уже может быть поставлен в повестку дня следующей встречи стран двадцатки (G20).
«У нас есть три ключевые страны ШОС: Китай, Россия и Казахстан, и все они выступают за создание новой валюты. Я предлагаю, чтобы страны ШОС выдвинули именно концепцию создания наднациональной супервалюты, и она была предложена, а также поддержана в рамках БРИК, на встрече двадцатки. Я убежден, что, может быть, в ближайшие месяцы вопрос создания АКЮ как региональной азиатской валюты будет актуализирован», – подчеркнул представитель МИД РФ.
Как говорит российский эксперт, создать такую валюту можно «на базе китайского юаня или русского рубля и распространять на все евразийское экономическое пространство, а впоследствии – расширить ее присутствие на территории всего СНГ». При этом он добавил, что выступает за интеграцию постсоветских государств, в частности, за создание союза между Россией, Беларусью, Украиной и Казахстаном по аналогу Европейского союза. «Здесь может быть синтез региональной валюты – евраза, алтына и уже рубля как глобальной региональной валюты. Мне кажется, что этот синтез, учитывая теснейшие экономические и духовные связи между Россией и Казахстаном, будет найден», – уверен г-н Панарин.
Напомним, в начале года Нурсултан Назарбаев предложил создать в рамках ЕврАзЭС (Казахстан, Россия, Беларусь, Кыргызстан и Таджикистан) общую денежную единицу, которая предложительно будет называться «евразом» или «евразией». Она станет представлять собой наднациональную расчетно-платежную безналичную единицу. Ей смогут пользоваться для расчетов как государственные субъекты, так и юридические и физические лица в странах Сообщества. По мнению Главы государства, появление новой валютной системы обеспечит странам стабильное инфраструктурное финансирование.
«Одна из возможностей будущего мне видится во введении принципиально новой мировой валюты и, соответственно, в смене принципов управления мировой финансовой системой. Это, по сути, означает ее радикальное обновление. Наверное, сейчас уже мало кто сомневается, что азиатский континент реально становится мировым финансовым центром XXI века. И именно здесь во многом будет определяться будущая посткризисная конфигурация мировой финансовой системы», – сказал президент.
По его словам, эта тема становится все более обсуждаемой в научном сообществе, в среде политиков, экономистов-практиков. «Речь не идет о том, чтобы искать виновных. Все начинают понимать, что принимаемые правительствами или группами стран (G20) меры носят неглубокий, сиюминутный характер и не решают вопросы создания новой архитектуры мировой финансовой системы. И я убежден, что у мира нет альтернативы, кроме как радикально изменить существующую мировую валютно-финансовую систему. И уже на этой основе выстраивать геополитику и геоэкономику, по сути, новый общепризнанно законный миропорядок», – считает г-н Назарбаев.
Аналогичного мнения придерживается и Намик Тагиев, заведующий кафедрой «Математических методов анализа экономики» Бакинского государственного университета.
«Эта тема чрезвычайно актуальная и заслуживает детальной проработки. Создание единой валюты – вопрос не сиюминутного решения. При наличии политической воли эта идея может быть реализована в течение нескольких месяцев, но может и затянуться на десятилетия. Если раньше экономисты больше оперировали какими-то моментами наблюдений, то сейчас нужны конкретные четкие расчеты», – объяснил «Капитал.kz» г-н Тагиев. По его словам, в любом случае альтернативную валюту устоявшемуся американскому доллару искать надо, пусть даже и виртуальную.
С мнением азербайджанского специалиста солидарен Александр Осин, главный экономист УК «Финам Менеджмент». «Идея создания альтернативной валюты обсуждается достаточно давно. Это может быть виртуальный вариант валюты, которую МВФ, скорее всего, создаст в электронном виде, чтобы получить больше средств, чем у него есть сейчас. Но для воплощения этой задумки нужно какое-то обеспечение, и для этого необходимы чьи-то большие ресурсы», – считает г-н Осин.
Как рассказал «Капитал.kz» Всеволод Лобов, эксперт аналитического управления ФГ «ДОХОДЪ», теоретически мировая валюта может существовать, но решение проблем возникновения кризисов, подобных нынешнему, не в создании мировой валюты как таковой, а в принципах ее эмиссии. «Многим мировая валюта кажется простым и эффективным инструментом предотвращения кризисов, как, например и мировое правительство. Однако тотальный контроль никогда не бывает эффективным. Странам G20 нужно договариваться именно о таких принципах, чтобы никто не стимулировал экономический рост инфляцией или, проще говоря, необеспеченным ростом денежной массы», – полагает г-н Лобов.
Профессор дипломатической академии МИД России убежден, что у американской державы очень мало шансов самостоятельно выбраться из экономического кризиса, и в этом США должны помочь другие государства. «Решающий год – 2010-й, и осень 2009-го нужно использовать для обсуждений, чтобы в споре победила истина. Точек зрения должно быть несколько. Модели выхода из кризиса должны быть представлены Китаем, Индией, Россией, Казахстаном. Из этих моделей и должна быть разработана оптимальная точка зрения о создании одной модели. Алматы – является антитоталитарной и супердемократичной площадкой, где это можно осуществить», – резюмировал г-н Панарин.