«КазМунайГаз» создал единую компанию для управления своей оптово-розничной сетью
АО «КазМунайГаз Онимдери», дочерня компания нацкомпании «КазМунайГаз», приступило к началу своей деятельности, приняв полный финансовый и оперативный контроль над сетью автозаправочных станций «КазМунайГаза» и оптово-розничной реализацией нефтепродуктов и газа. Данная компания создана в рамках оптимизации структур дочерних организаций АО «Торговый Дом «КазМунайГаз» – ТОО «КМГ-Жайык», ТОО «КМГ-Астана» и ТОО «КМГ-Алатау».
По данным пресс-службы, решение о создании единой компании было принято в соответствии с долгосрочной стратегией КМГ, утвержденной в январе 2009 года. «Новая организационная структура позволит значительно оптимизировать существующие бизнес-процессы, повысить прозрачность в принятии решений, снизить операционные затраты и устранить дублирующие управленческие функции», – отмечается в этой связи в пресс-релизе компании, распространенном вчера.
«Вновь созданная компания сможет более оперативно реагировать на изменения рынка и следить за удовлетворенностью потребителей качеством предоставляемых услуг», – приводятся в пресс-релизе слова гендиректора компании «КазМунайГаз Онимдери» Жаната Тусупбекова.
В настоящее время розничная сеть «КазМунайГаза» насчитывает 175 автозаправочных станций по всей стране. В соответствии со стратегией развития нацкомпании планируется к 2015 году увеличить долю «КазМунайГаза» на казахстанском розничном рынке нефтепродуктов до 20%.
Таким образом, можно констатировать, что маркетинговая политика КМГ на внутреннем рынке стала более агрессивной. В 2008 году руководство ТД КМГ – предшественника АО «КМГ Онимдери» неоднократно заявляло о намерении увеличить число собственных АЗС до 700 единиц и установлении контроля за 10% розничного рынка.
После приобретения нацкомпанией нефтедобывающей и перерабатывающей компании «МангистауМунайГаз» рынок ГСМ в РК оказался поделен между двумя крупнейшими компаниями: КМГ и CNPC и аффилиированными с ними предприятиями. Опыт деятельности компаний при олигополии показывает, что работа крупнейших компаний определяется двумя силами, действующими в противоположных направлениях. Первая сила – это заинтересованность фирм в максимизации совокупной прибыли отрасли через сговор. Вторая сила – заинтересованность каждого продавца в максимизации своих собственных прибылей, даже если в результате этого уменьшается общая величина прибыли отрасли. Возможность совместных действий в целях максимизации общей величины прибыли в отрасли приводит олигополистов к попытке сговора. Если им это удастся, то отрасль будет напоминать монополию.
Такую ситуацию на рынке ГСМ в РК можно было наблюдать, начиная с 2005 года, когда на рынке определились три явных лидера – НК КМГ, ТОО «Гелиос» и конгломерат китайских компаний, объединенных CNPC. Вместе эти компании контролируют порядка 70% оптового рынка ГСМ. Исходя из исторических данных, видно, что сговор в том или ином виде существовал. В противном случае, если все фирмы ведут себя независимо, не сговариваются друг с другом, то все они будут получать более низкие прибыли, а рыночная цена упадет до конкурентного уровня. В случае с Казахстаном рост цен прекращался после вмешательства правительства и подписания меморандумов о поддержании определенного уровня цен.
Из всего вышесказанного можно сделать следующий вывод: рынок ГСМ в РК подвержен риску сговора крупнейших игроков, которые стремятся максимизировать только свои прибыли, не считаясь с интересами других игроков на рынке. Это создает риски недружественного поглощения более мелких предприятий более крупными игроками. Картельный сговор, явный или неявный, может способствовать установлению цен, выгодных только крупным игрокам. Как следствие, возможны «ценовые войны», которые будут развязаны более крупными игроками, имеющими необходимые ресурсы для их проведения. В случае если такой негативный сценарий состоится, то крупнейшие игроки получат возможность контролировать рынок ГСМ полностью, тогда как более мелкие предприятия будут вынуждены подчиняться всем требованиям, выдвигаемым монополистами. Правительство же РК показало, что оно не в силах контролировать развитие рынка ГСМ и оперативно реагировать на происходящие изменения.