Определились наиболее выигрышные форматы магазинов
В этом году в розничный бизнес ушли в 2,5 раза больше предпринимателей по сравнению с прошлым годом, несмотря на то, что стоимость лицензии на продажу алкоголя в магазинах выросла в 5 раз. В выигрыше остаются магазины формата «у дома», в то время как супер- и гипермаркеты переживают не самые лучшие времена. О том, как будет развиваться в ближайшее время розничный бизнес, и что предприниматели должны делать, чтобы остаться на рынке, в эксклюзивном интервью «Капитал.kz» рассказала Гея Островская, главный редактор журнала «МагаZин».
- Какой формат магазинов выиграет в момент кризиса? Почему?
- На наш взгляд, наиболее выигрышными сегодня будут магазины формата дискаунтер («оптовка» под крышей) и магазины «у дома». Первые – потому что могут дать самые низкие цены, вторые – потому что могут быть очень мобильными. Магазины формата «у дома» в силу своего размера могут очень быстро реагировать на меняющиеся запросы покупателей, своевременно корректировать ассортимент, то есть сохранять покупателей и минимизировать убытки.
- Почему ритейлерам не выбрать один из этих двух форматов?
- Дело в том, что наш покупатель всегда хочет иметь возможность выбора. Те, кто в хорошие времена выбирал супер- и гипермаркеты – потянутся в дискаунтеры. Эта категория покупателей предпочитает свободу выбора, определенную независимость от продавцов.
Ну а многие, для кого экономия станет нормой жизни, конечно, будут делать покупки у дома. Во-первых, «свои продавцы» всегда могут привезти на заказ товар попроще и подешевле. Во-вторых, именно в таких квартирных магазинах вам и один памперс продадут, и колбасы грамм 100 взвесят. В-третьих, фактор личного общения никто не отменял ни при хорошей жизни, ни, тем более, в кризис. Поговорить о маленькой пенсии, о сокращениях на работе, посетовать на нехватку денег – с кем еще, как не с родным продавцом!
- Как отразился кризис на рынке продуктового ритейла?
- В первую очередь, происходит перераспределение сил между магазинами разных форматов. Как мы уже говорили – выигрывают дискаунтеры и магазины «у дома». К сожалению, не самые лучшие времена переживают супер- и гипермаркеты.
Если же говорить о товарах, то и здесь акценты резко смещаются в пользу более дешевых. Экономить стараются все, но по-разному! Кто-то выбирает торговые точки, в которых привычные бренды стоят дешевле. Кто-то отказывается от дорогих товаров и переходит на более дешевые аналоги. Кто-то просто оставляет в своей продуктовой корзине самое необходимое. Интересно, что все это никоим образом не коснулось двух товарных категорий – это табачные изделия и детское питание. Несмотря ни на что, эти товары продаются в прежнем объеме, и даже намечается прирост, а покупатели ни в коем случае не намерены экономить на этих товарах и уходить на более дешевые марки.
Как сказал классик: «Война – войной, а обед по расписанию!». Люди ели и будут есть. Поэтому производство и продажа продуктов питания будут на плаву всегда.
- Сколько магазинов закрылось?
- На сегодняшний день в Казахстане порядка 70% объектов бизнеса обанкротились или близки к банкротству. Эти данные дает Торгово-промышленная палата. Самое плохое положение все же у объектов крупного бизнеса. Большие обороты – большие потери. Так же не сладко и среднему бизнесу, и объектам, занимающимся производством. Магазины же преимущественно относятся к категории малого бизнеса, и их положение не так уж плохо.
Количество магазинов формата «у дома», наоборот, выросло по сравнению даже с прошлым годом. Закрываются супермаркеты, сети поглощают друг друга, чтобы выжить. А вот, к примеру, на рынке коммерческой недвижимости до 100 квадратных метров – просто бум. Магазины на первых этажах домов открываются каждый день. Для примера – за весь 2008 год отделом лицензирования Алматы выдано около 600 лицензий на продажу алкоголя в магазинах, то есть – появилось порядка 600 новых торговых точек (в среднем по 50 магазинов в месяц). А только за апрель 2009 года уже выдано 120 лицензий. Таким образом, при самых простых подсчетах – в этом году в розничный бизнес ушли уже в 2,5 раза больше предпринимателей. И все это на фоне того, что стоимость данной лицензии выросла в 5 раз.
- Как сильно снизились объемы продаж?
- Говорить о резком снижении доходов в торговых точках не стоит. Несмотря на то, что еще в прошлом году многие сетовали на навалившийся кризис, по факту получалось, что не так уж все и плохо. Действительно, на первой волне покупатели вели себя, мягко говоря, неадекватно – то сметали все с полок, то полностью отказывались от некоторых продуктов. Но на руку рознице сыграли производители, разом поднявшие цены. Таким образом, при временном снижении количественного оборота товаров на треть в денежном эквиваленте прибыль торговых точек осталась на прежнем уровне, а в некоторых случаях и выросла.
Не очень сладко пришлось отделам и специализированным магазинам бытовой химии. Как уже не раз отмечалось, большая часть непищевых товаров производится за пределами Казахстана, и все закупы привязаны к курсу доллара. Резкий взлет цен, зачастую в два, а то и в три раза, отпугнул многих. Теперь из корзины покупателей все чаще пропадают те товары, без которых легко можно жить. Окна дома можно мыть не Мистером Мускулом, а просто мыльной водой, и в автомобильный бачок можно залить не жидкость для очистки стекол, а простую воду, ну а шампунь прекрасно ухаживает за волосами без дополнительных бальзамов и тоников.
С продуктами питания все гораздо лучше. Отечественные производители поднимают цены мягко, да и стараются выгодно отличаться от дорогих заграничных аналогов. Так что прибыль в магазинах прежняя, а при грамотном ассортиментном управлении даже растет.
- Увеличилось ли число акций для покупателей?
- Говорить о том, что акций стало больше, не совсем верно. Они были, и они есть. Разница в том, что меняется форма акций. Если раньше было много разных условий – и собирать чеки, и докупать сопутствующие товары, то теперь самые популярные акции – это скидки. Разного рода распродажи, скидки и уценки – то, что ищет сегодня покупатель.
- Как магазины привлекают покупателей? Что должен делать предприниматель, чтобы остаться на рынке?
- А вот этот аспект работы торговой точки никоим образом не должен зависеть от кризиса или других экономических показателей. Самое главное в работе магазина – отвечать потребностям своего покупателя. Если ваш клиент живет хорошо и хочет каждый день покупать красную икру – магазин обязан дать такую возможность покупателю. Если же пришлось затянуть пояс – пусть на прилавках лежат Ролтон и Доширак. Это, конечно, самый примитивный пример, но, думаю – суть ясна.
С покупателем говорить надо, интересоваться его желаниями – тогда и оборот не упадет. А без ежедневного мониторинга магазин очень скоро затарится неходовым товаром, заморозит средства в продуктах и благополучно прогорит.
- Меняется ли политика ведения бизнеса? Как?
- Если говорить о ведении бизнеса, то, наверное, в торговле все так же, как и в любой другой сфере. В условиях кризиса магазины не очень любят брать на реализацию новинки. Редко кто занимается расширением бизнеса – не делают пристроек, не закладывают новых зданий.
Немаловажную роль теперь отводят и оптимизации бизнеса. Грамотный предприниматель минимизирует расходы на содержание помещения, на ремонт и обслуживание техники, ну и вряд ли закажет дизайнерские витрины к очередному празднику. Большинство теперь стараются обходиться своими силами. При покупке оборудования – все чаще берут витрины и холодильники б\у, полки и стеллажи заказывают у поставщиков товаров, либо у «домашних столяров».
- Ваши прогнозы развития этого рынка?
- Как я уже говорила, кушать мы будем всегда. Поэтому как таковые магазины вряд ли исчезнут. Но и статичности тоже не стоит ожидать. Рынок меняется ежедневно, форматы торговли претерпевают изменения. И выживет лишь тот, кто будет держать руку на пульсе.
Опять же политика нашего градоначальства такова, что стихийные рынки и базары со временем уйдут в прошлое. Останется только цивилизованная торговля. Все мы хотим ходить в хорошие, опрятные магазины, с вежливыми продавцами и хорошим выбором товаров. Уверена, несмотря на кризис – так и будет.