USD
523.86₸
EUR
544.34₸
RUB
5.11₸
BRENT
72.98$
BTC
96165.70$
-913.800

Бизнесмены уходят в торговлю

Определились наиболее выигрышные форматы магазиновВ этом году в розничный бизнес ушли в 2,5 раза больше предпринимателей по срав...

Share
Share
Share
Tweet
Share

Определились наиболее выигрышные форматы магазинов

В этом году в розничный бизнес ушли в 2,5 раза больше предпринимателей по сравнению с прошлым годом, несмотря на то, что стоимость лицензии на продажу алкоголя в магазинах выросла в 5 раз. В выигрыше остаются магазины формата «у дома», в то время как супер- и гипермаркеты переживают не самые лучшие времена. О том, как будет развиваться в ближайшее время розничный бизнес, и что предприниматели должны делать, чтобы остаться на рынке, в эксклюзивном интервью «Капитал.kz» рассказала Гея Островская, главный редактор журнала «МагаZин».

- Какой формат магазинов выиграет в момент кризиса? Почему?

- На наш взгляд, наиболее выигрышными сегодня будут магазины формата дискаунтер («оптовка» под крышей) и магазины «у дома». Первые – потому что могут дать самые низкие цены, вторые – потому что могут быть очень мобильными. Магазины формата «у дома» в силу своего размера могут очень быстро реагировать на меняющиеся запросы покупателей, своевременно корректировать ассортимент, то есть сохранять покупателей и минимизировать убытки.

- Почему ритейлерам не выбрать один из этих двух форматов?

- Дело в том, что наш покупатель всегда хочет иметь возможность выбора. Те, кто в хорошие времена выбирал супер- и гипермаркеты – потянутся в дискаунтеры. Эта категория покупателей предпочитает свободу выбора, определенную независимость от продавцов.

Ну а многие, для кого экономия станет нормой жизни, конечно, будут делать покупки у дома. Во-первых, «свои продавцы» всегда могут привезти на заказ товар попроще и подешевле. Во-вторых, именно в таких квартирных магазинах вам и один памперс продадут, и колбасы грамм 100 взвесят. В-третьих, фактор личного общения никто не отменял ни при хорошей жизни, ни, тем более, в кризис. Поговорить о маленькой пенсии, о сокращениях на работе, посетовать на нехватку денег – с кем еще, как не с родным продавцом!

- Как отразился кризис на рынке продуктового ритейла?

- В первую очередь, происходит перераспределение сил между магазинами разных форматов. Как мы уже говорили – выигрывают дискаунтеры и магазины «у дома». К сожалению, не самые лучшие времена переживают супер- и гипермаркеты. 

Если же говорить о товарах, то и здесь акценты резко смещаются в пользу более дешевых. Экономить стараются все, но по-разному! Кто-то выбирает торговые точки, в которых привычные бренды стоят дешевле. Кто-то отказывается от дорогих товаров и переходит на более дешевые аналоги. Кто-то просто оставляет в своей продуктовой корзине самое необходимое. Интересно, что все это никоим образом не коснулось двух товарных категорий – это табачные изделия и детское питание. Несмотря ни на что, эти товары продаются в прежнем объеме, и даже намечается прирост, а покупатели ни в коем случае не намерены экономить на этих товарах и уходить на более дешевые марки.

Как сказал классик: «Война – войной, а обед по расписанию!». Люди ели и будут есть. Поэтому производство и продажа продуктов питания будут на плаву всегда.

- Сколько магазинов закрылось?

- На сегодняшний день в Казахстане порядка 70% объектов бизнеса обанкротились или близки к банкротству. Эти данные дает Торгово-промышленная палата. Самое плохое положение все же у объектов крупного бизнеса. Большие обороты – большие потери. Так же не сладко и среднему бизнесу, и объектам, занимающимся производством. Магазины же преимущественно относятся к категории малого бизнеса, и их положение не так уж плохо.

Количество магазинов  формата «у дома», наоборот, выросло по сравнению даже с прошлым годом. Закрываются супермаркеты, сети поглощают друг друга, чтобы выжить. А вот, к примеру, на рынке коммерческой недвижимости до 100 квадратных метров – просто бум. Магазины на первых этажах домов открываются каждый день. Для примера – за весь 2008 год отделом лицензирования Алматы выдано около 600 лицензий на продажу алкоголя в магазинах, то есть – появилось порядка 600 новых торговых точек (в среднем по 50 магазинов в месяц). А только за апрель 2009 года уже выдано 120 лицензий. Таким образом, при самых простых подсчетах – в этом году в розничный бизнес ушли уже в 2,5 раза больше предпринимателей. И все это на фоне того, что стоимость данной лицензии выросла в 5 раз.

- Как сильно снизились объемы продаж?

- Говорить о резком снижении доходов в торговых точках не стоит. Несмотря на то, что еще в прошлом году многие сетовали на навалившийся кризис, по факту получалось, что не так уж все и плохо. Действительно, на первой волне покупатели вели себя, мягко говоря, неадекватно – то сметали все с полок, то полностью отказывались от некоторых продуктов. Но на руку рознице сыграли производители, разом поднявшие цены. Таким образом, при временном снижении количественного оборота товаров на треть в денежном эквиваленте прибыль торговых точек осталась на прежнем уровне, а в некоторых случаях и выросла.

Не очень сладко пришлось отделам и специализированным магазинам бытовой химии. Как уже не раз отмечалось, большая часть непищевых товаров производится за пределами Казахстана, и все закупы привязаны к курсу доллара. Резкий взлет цен, зачастую в два, а то и в три раза, отпугнул многих. Теперь из корзины покупателей все чаще пропадают те товары, без которых легко можно жить. Окна дома можно мыть не Мистером Мускулом, а просто мыльной водой, и в автомобильный бачок можно залить не жидкость для очистки стекол, а простую воду, ну а шампунь прекрасно ухаживает за волосами без дополнительных бальзамов и тоников.

С продуктами питания все гораздо лучше. Отечественные производители поднимают цены мягко, да и стараются выгодно отличаться от дорогих заграничных аналогов. Так что прибыль в магазинах прежняя, а при грамотном ассортиментном управлении даже растет.

- Увеличилось ли число акций для покупателей?

- Говорить о том, что акций стало больше, не совсем верно. Они были, и они есть. Разница в том, что меняется форма акций. Если раньше было много разных условий – и собирать чеки, и докупать сопутствующие товары, то теперь самые популярные акции – это скидки. Разного рода распродажи, скидки и уценки – то, что ищет сегодня покупатель.

- Как магазины привлекают покупателей? Что должен делать предприниматель, чтобы остаться на рынке?

- А вот этот аспект работы торговой точки никоим образом не должен зависеть от кризиса или других экономических показателей. Самое главное в работе магазина – отвечать потребностям своего покупателя. Если ваш клиент живет хорошо и хочет каждый день покупать красную икру – магазин обязан дать такую возможность покупателю. Если же пришлось затянуть пояс – пусть на прилавках лежат Ролтон и Доширак. Это, конечно, самый примитивный пример, но, думаю – суть ясна.

С покупателем говорить надо, интересоваться его желаниями – тогда и оборот не упадет. А без ежедневного мониторинга магазин очень скоро затарится неходовым товаром, заморозит средства в продуктах и благополучно прогорит.

- Меняется ли политика ведения бизнеса? Как?

- Если говорить о ведении бизнеса, то, наверное, в торговле все так же, как и в любой другой сфере. В условиях кризиса магазины не очень любят брать на реализацию новинки. Редко кто занимается расширением бизнеса – не делают пристроек, не закладывают новых зданий.

Немаловажную роль теперь отводят и оптимизации бизнеса. Грамотный предприниматель минимизирует расходы на содержание помещения, на ремонт и обслуживание техники, ну и вряд ли закажет дизайнерские витрины к очередному празднику. Большинство теперь стараются обходиться своими силами. При покупке оборудования – все чаще берут витрины и холодильники б\у, полки и стеллажи заказывают у поставщиков товаров, либо у «домашних столяров».

- Ваши прогнозы развития этого рынка?

- Как я уже говорила, кушать мы будем всегда. Поэтому как таковые магазины вряд ли исчезнут. Но и статичности тоже не стоит ожидать. Рынок меняется ежедневно, форматы торговли претерпевают изменения. И выживет лишь тот, кто будет держать руку на пульсе.

Опять же политика нашего градоначальства такова, что стихийные рынки и базары со временем уйдут в прошлое. Останется только цивилизованная торговля. Все мы хотим ходить в хорошие, опрятные магазины, с вежливыми продавцами и хорошим выбором товаров. Уверена, несмотря на кризис – так и будет.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.