Данные в сегментах образования сильно разнятся
Коэффициент охвата дошкольным образованием в Казахстане по-прежнему остается еще очень низким по сравнению со многими странами мира, в том числе и СНГ. Такими данными с «Капитал.kz» поделился Базар Дамитов, директор Национального центра оценки качества образования. «В прошлом году коэффициент охвата дошкольным образованием в Казахстане по сравнению с 2007 годом вырос на 2,8% и составил 35,6%, но все равно это очень мало. Наиболее высокие значения этого показателя в Костанайской, Карагандинской и Актюбинской областях. Самое низкое значение по стране имеет Алматинская область – только 18% детей охвачено дошкольным образованием. К примеру, в среднем по странам Организации Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР) он составляет 87,6%, в России 87,6%», – сказал г-н Дамитов.
По его словам, с коэффициентом охвата средним общим образованием в республике складывается более позитивная ситуация. С каждым годом этот показатель лишь увеличивается. «В 2008 году коэффициент охвата средним общим образованием составил 99,6% и сравним с показателями наиболее развитых стран. Охват населения высшим образованием в прошлом году снизился на 3,8% и составил 25,2%. Это связано с проведенной в 2007 году Министерством образования и науки РК оптимизацией числа вузов и закрытием всех их филиалов. В целом этот показатель является существенно низким по сравнению со средними показателями стран ОЭСР – 54% и России – 67%», – объяснил директор Национального центра оценки качества образования.
Как говорит эксперт, в Казахстане сложилась парадоксальная ситуация: при очень маленьком охвате в 25,2%, показатель количества студентов на 10 тыс. населения – один из самых высоких в мире. Коэффициент охвата относится только к типичному возрасту – с 16 до 24 лет. «В казахстанских вузах большая доля студентов-заочников, то есть в основном учатся граждане старше 24 лет. В то же время необходимо отметить, что даже такой низкий охват населения средним и высшим профессиональным образованием в основном обеспечивается за счет платной формы обучения. Например, в колледжах количество студентов, обучающихся на платной основе, в прошлом году составляло 82,6%, а в вузах почти – 80%. Таким образом, можно говорить о том, что в республике преобладает сфера платного высшего образования, и участие государства в его финансировании очень мало», – считает г-н Дамитов.
Отметив, что в последние годы экономика Казахстана имеет стабильно высокие темпы роста, поэтому государством существенно увеличены расходы на образование. Согласно данным Национального центра оценки качества образования, за 2005-2008 годы затраты эти увеличились в 2,5 раза и достигли 618 млрд. тенге, что составляет 4% от ВВП. «Конечно, не очень много, но в соответствии с экономическим уровнем развития страны это достаточно высокая цифра. Общеизвестно, что для устойчивого развития любой системы образования ЮНЕСКО рекомендует выделять не менее 6-7% ВВП», – пояснил эксперт. По его словам, наибольшее вложение средств делается в среднее образование.
В то же время в структуре расходов местного бюджета основная их часть приходится на заработную плату работников. В 2007 году в среднем по стране доля расходов на зарплату составляла почти 80%. Наибольшие значения этого показателя имеют Южно-Казахстанская область – свыше 90%, Жамбылская – 86% и Кызылординская – 84%. «Такая высокая доля зарплаты в общих расходах закономерно предопределяет недостаток средств на развитие школ, то есть львиная доля уходит на заработную плату», – полагает Базар Дамитов.
В прошлом году в сравнении с 2007 годом в целом по республике значительно увеличились затраты и на одного обучающегося по всем уровням образования. Наиболее существенное повышение произошло на уровне колледжей – на 42% и дошкольного образования – на 32%. Вместе с тем в разрезе регионов наблюдается значительная диспропорция. Например, в дошкольном образовании – расходы на одного обучающегося в Алматинской области снижены на 21%, наибольший же прирост наблюдался в Восточно-Казахстанской области. В Астане произошло снижение расходов на одного обучающегося в технических лицеях на 3%. Рост расходов на 78% на этом уровне имел место в Мангистауской области. В Актюбинской области расходы на одного студента колледжа выросли на 93%.
«Несмотря на существенный рост затрат на одного обучающегося по республике, они все еще остаются очень низкими по сравнению с другими странами. На дошкольное образование в расчете на одного воспитанника расходы в Казахстане ниже, чем в странах ОЭСР в 5,3 раза, в среднем образовании – 9,7 раза, в среднем и высшем профессиональном – 4,5 раза. Получается следующее: имея такие низкие расходы на каждого обучающегося, мы требуем высочайшего качества образования – возможно ли это?», – говорит директор Национального центра оценки качества образования.
Одним из показателей, характеризующих качество организации учебного процесса, является аудиторная нагрузка обучающихся. В международной практике она имеет выраженную тенденцию к снижению при увеличении уровня экономического развития страны. Соответственно растет и доля самостоятельной работы обучающихся. «В Казахстане аудиторная нагрузка существенно превышает средние данные по странам ОЭСР, она почти на 40% больше. А это, несомненно, приводит к перегрузке казахстанских учащихся, особенно на старших ступенях казахстанских школ», – уверен специалист.
Как известно, для внешней оценки качества образовательных достижений в Казахстане применяются две процедуры: промежуточный государственный контроль (ПГК) и единое национальное тестирование (ЕНТ). Однако к последнему, по мнению экспертов, в обществе очень неоднозначное отношение.
«Причем я бы сказал так, это неоднозначное отношение в основном распространяется на вторую ипостась ЕНТ. Как известно, ЕНТ имеет две задачи: итоговая оценка образовательных достижений учащихся и отбор в вуз. Но в основном, когда говорят отрицательно об ЕНТ, почему-то всегда подразумевают его как процедуру поступления в вуз, хотя должен быть какой-то инструмент, который будет оценивать общий уровень освоения государственных стандартов учащимися средней школы. Что касается ПГК, то его итоги не очень интересны, потому что по всем областям наблюдаются почти одинаковые результаты как в 4-м, так и в 9-м классах. Это говорит о том, что либо уровень знаний школьников очень высокий, либо недостаточно эффективна технология его проведения», – резюмировал г-н Дамитов.