USD
494.87₸
-0.330
EUR
520.65₸
-1.690
RUB
4.91₸
-0.030
BRENT
74.24$
+0.350
BTC
97180.30$
+2931.600

Парадоксальная статистика

Данные в сегментах образования сильно разнятсяКоэффициент охвата дошкольным образованием в Казахстане по-прежнему остается еще о...

Share
Share
Share
Tweet
Share

Данные в сегментах образования сильно разнятся

Коэффициент охвата дошкольным образованием в Казахстане по-прежнему остается еще очень низким по сравнению со многими странами мира, в том числе и СНГ. Такими данными с «Капитал.kz» поделился Базар Дамитов, директор Национального центра оценки качества образования. «В прошлом году коэффициент охвата дошкольным образованием в Казахстане по сравнению с 2007 годом вырос на 2,8% и составил 35,6%, но все равно это очень мало. Наиболее высокие значения этого показателя в Костанайской, Карагандинской и Актюбинской областях. Самое низкое значение по стране имеет Алматинская область – только 18% детей охвачено дошкольным образованием. К примеру, в среднем по странам Организации Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР) он составляет 87,6%, в России 87,6%», – сказал г-н Дамитов.

По его словам, с коэффициентом охвата средним общим образованием в республике складывается более позитивная ситуация. С каждым годом этот показатель лишь увеличивается. «В 2008 году коэффициент охвата средним общим образованием составил 99,6% и сравним с показателями наиболее развитых стран. Охват населения высшим образованием в прошлом году снизился на 3,8% и составил 25,2%. Это связано с проведенной в 2007 году Министерством образования и науки РК оптимизацией числа вузов и закрытием всех их филиалов. В целом этот показатель является существенно низким по сравнению со средними показателями стран ОЭСР – 54% и России – 67%», – объяснил директор Национального центра оценки качества образования.

Как говорит эксперт, в Казахстане сложилась парадоксальная ситуация: при очень маленьком охвате в 25,2%, показатель количества студентов на 10 тыс. населения – один из самых высоких в мире. Коэффициент охвата относится только к типичному возрасту – с 16 до 24 лет. «В казахстанских вузах большая доля студентов-заочников, то есть в основном учатся граждане старше 24 лет. В то же время необходимо отметить, что даже такой низкий охват населения средним и высшим профессиональным образованием в основном обеспечивается за счет платной формы обучения. Например, в колледжах количество студентов, обучающихся на платной основе, в прошлом году составляло 82,6%, а в вузах почти – 80%. Таким образом, можно говорить о том, что в республике преобладает сфера платного высшего образования, и участие государства в его финансировании очень мало», – считает г-н Дамитов.

Отметив, что в последние годы экономика Казахстана имеет стабильно высокие темпы роста, поэтому государством существенно увеличены расходы на образование. Согласно данным Национального центра оценки качества образования, за 2005-2008 годы затраты эти увеличились в 2,5 раза и достигли 618 млрд. тенге, что составляет 4% от ВВП. «Конечно, не очень много, но в соответствии с экономическим уровнем развития страны это достаточно высокая цифра. Общеизвестно, что для устойчивого развития любой системы образования ЮНЕСКО рекомендует выделять не менее 6-7% ВВП», – пояснил эксперт. По его словам, наибольшее вложение средств делается в среднее образование.

В то же время в структуре расходов местного бюджета основная их часть приходится на заработную плату работников. В 2007 году в среднем по стране доля расходов на зарплату составляла почти 80%. Наибольшие значения этого показателя имеют Южно-Казахстанская область – свыше 90%, Жамбылская – 86% и Кызылординская – 84%. «Такая высокая доля зарплаты в общих расходах закономерно предопределяет недостаток средств на развитие школ, то есть львиная доля уходит на заработную плату», – полагает Базар Дамитов.

В прошлом году в сравнении с 2007 годом в целом по республике значительно увеличились затраты и на одного обучающегося по всем уровням образования. Наиболее существенное повышение произошло на уровне колледжей – на 42% и дошкольного образования – на 32%. Вместе с тем в разрезе регионов наблюдается значительная диспропорция. Например, в дошкольном образовании – расходы на одного обучающегося в Алматинской области снижены на 21%, наибольший же прирост наблюдался в Восточно-Казахстанской области. В Астане произошло снижение расходов на одного обучающегося в технических лицеях на 3%. Рост расходов на 78% на этом уровне имел место в Мангистауской области. В Актюбинской области расходы на одного студента колледжа выросли на 93%.

«Несмотря на существенный рост затрат на одного обучающегося по республике, они все еще остаются очень низкими по сравнению с другими странами. На дошкольное образование в расчете на одного воспитанника расходы в Казахстане ниже, чем в странах ОЭСР в 5,3 раза, в среднем образовании – 9,7 раза, в среднем и высшем профессиональном – 4,5 раза. Получается следующее: имея такие низкие расходы на каждого обучающегося, мы требуем высочайшего качества образования – возможно ли это?», – говорит директор Национального центра оценки качества образования.

Одним из показателей, характеризующих качество организации учебного процесса, является аудиторная нагрузка обучающихся. В международной практике она имеет выраженную тенденцию к снижению при увеличении уровня экономического развития страны. Соответственно растет и доля самостоятельной работы обучающихся. «В Казахстане аудиторная нагрузка существенно превышает средние данные по странам ОЭСР, она почти на 40% больше. А это, несомненно, приводит к перегрузке казахстанских учащихся, особенно на старших ступенях казахстанских школ», – уверен специалист.

Как известно, для внешней оценки качества образовательных достижений в Казахстане применяются две процедуры: промежуточный государственный контроль (ПГК) и единое национальное тестирование (ЕНТ). Однако к последнему, по мнению экспертов, в обществе очень неоднозначное отношение.

«Причем я бы сказал так, это неоднозначное отношение в основном распространяется на вторую ипостась ЕНТ. Как известно, ЕНТ имеет две задачи: итоговая оценка образовательных достижений учащихся и отбор в вуз. Но в основном, когда говорят отрицательно об ЕНТ, почему-то всегда подразумевают его как процедуру поступления в вуз, хотя должен быть какой-то инструмент, который будет оценивать общий уровень освоения государственных стандартов учащимися средней школы. Что касается ПГК, то его итоги не очень интересны, потому что по всем областям наблюдаются почти одинаковые результаты как в 4-м, так и в 9-м классах. Это говорит о том, что либо уровень знаний школьников очень высокий, либо недостаточно эффективна технология его проведения», – резюмировал г-н Дамитов.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.