Рынок ландшафтного озеленения, набиравший обороты до кризиса, не успев укрепить свои позиции, начал потихоньку их сдавать. А точнее, развиваться в горизонтальном направлении: проекты стали заказывать реже, зато объемы продаж зеленых насаждений выросли в 1,5 раза. Некоторым частным компаниям только за первые весенние месяцы этого года удалось продать цветов и саженцев на 10-20 млн. тенге больше, чем за аналогичный период 2008 года.
Сами озеленители связывают это с увеличением мелких заказчиков. «Если крупных клиентов стало меньше, то увеличились продажи в розницу. Кто-то покупает цветы, чтобы на даче высадить, кто-то в квартиру», – пояснила в интервью «Капитал.kz» Наталья Никулина, заместитель директора «Садового центра». По ее словам, многие землевладельцы, получив подробную консультацию у специалистов, самостоятельно взялись за облагораживание своих приусадебных хозяйств.
Как это ни парадоксально, но большинство растений на высадку на договорных условиях или без оных поставляется от растениеводов-частников. К сожалению, похвастаться своими питомниками может единичное число фирм. В таких условиях фактически ни одна компания не может обеспечить главного – сопровождения по уходу за тем садом, который был ими создан. И уже через несколько недель растения в саду начинают погибать. Первыми погибают розы. О том, что ель необходимо было поливать, клиенты узнают чуть позже. Кустарники и лиственные деревья растут вне нашего эстетического видения. Альпийская горка уже на вторую весну превращается в хаотичную кочку, заросшую сорняками.
По данным консалтингового агентства IGM, на ландшафтном дизайне, озеленении и благоустройстве территорий в Алматы специализируются около 65 крупных, средних и мелких компаний, включая специализированные магазины типа «все для сада и огорода». Для сравнения: еще в 2005 году количество фирм-озеленителей с трудом доходило до 20 единиц. Также на рынке города работает порядка 200-240 садовников-фрилансеров.
Такое количество предприятий на создает интенсивную конкуренцию на рынке города, считает Ксения Бакарасова, старший консультант по маркетингу консалтинговой компании IGM. «Это связано с узкой специализацией отдельных торговых точек и с крайне скудным предложением растений. Компании часто не способны удовлетворить все потребности заказчика. Поэтому они вынуждены отправлять своих клиентов в конкурирующие фирмы. К тому же действительно профессиональных фирм на рынке не так много», – отмечает эксперт.
Наиболее актуальным на сегодняшний день оформлением территории, для всех трех групп, являются так называемая «буржуйская травка» и вечнозеленые ели, туи, реже сосны или кедр, поскольку не требуют особого ухода, выглядят вполне демократично и не обременяют своих хозяев необходимостью поиска обслуживающего персонала.
За последние 2-3 года расценки специализированных компаний ощутимо выросли. Если в 2005-2006 годах владелец частных угодий за отдельный проект должен был заплатить от $80 до $600, то сегодня от $100 и до $3 тыс. В компаниях это объясняют тем, что мелкие объекты дизайнерам брать невыгодно. Многие из них даже не берутся обустраивать участок с площадью меньше 5-6 соток. По словам экспертов, работа со 100 кв. метрами не менее трудозатратна, чем с гектаром земли. «И вообще, маленькие объекты должны стоить дороже», – считают они. А поскольку не всякий клиент готов к такому повороту событий, специалисты предпочитают сразу установить ценовой порог для «с натяжкой платежеспособного» заказчика. Поэтому услуги профессиональных дизайнерских компаний по-прежнему ориентированы на горожан с высоким уровнем доходов».
По данным исследования IGM, от общего количества объектов индивидуальной застройки в пределах города всего от 2 до 5% потенциальных садоводов имеют не только желание, но и возможность обратиться за помощью в оформлении территории к солидной компании. Самый распространенный вариант посадки – ель, окруженная травой. Безусловно, объем предложения выше, в него входят высадка лиственных и плодовых деревьев, формирование и оформление водоемов и альпийских горок, высадка цветов и кустарников. Ну и, конечно же, формирование самого проекта.
Уровень цен напрямую связан с дефицитом профессиональных садовников. «Садовников не было, и пока нет. И это наша основная проблема», – считает г-жа Никулина. В Казахстане нет учебных заведений по подготовке садовых специалистов. Компании готовы брать на работу выпускников аграрного университета. Но в этом вузе нет специальности «инженер лесопаркового хозяйства». «Есть курсы по ландшафтному дизайну, но как можно за 20 часов узнать все тонкости дела и тягу привить к земле? В нашем бизнесе подрабатывают в основном бывшие дачники, которых в городе очень немного. Если попадется хороший специалист, владельцы особняков передают его из рук в руки. Ведь даже не все озеленители, много лет работающие на рынке, являются профессионалами. Но это, как правило, «однолетние» работники, и на второй-третий год они уже не выходят на рынок», – отмечает Наталья Никулина.
Нехватка кадров накладывает отпечаток и на структуру компаний-озеленителей: их основной штат укомплектован офис-менеджером, студентом-дизайнером, несколькими рабочими, ну и, конечно, руководящим составом, имеющим о ландшафтном дизайне крайне смутное представление, составленное в лучшем случае по фотографиям в специализированных журналах.