На травке в кризис не экономят
АВТОР

21.05.2009 • 22:54 677

На травке в кризис не экономят

Рынок ландшафтного озеленения, набиравший обороты до кризиса, не успев укрепить свои позиции, начал потихоньку их сдавать. А точнее, развиваться в горизонтальном направлении: проекты стали заказывать реже, зато объемы продаж зеленых насаждений выросли в 1,5 раза. Некоторым частным компаниям только за первые весенние месяцы этого года удалось продать цветов и саженцев на 10-20 млн. тенге больше, чем за аналогичный период 2008 года.

Сами озеленители связывают это с увеличением мелких заказчиков. «Если крупных клиентов стало меньше, то увеличились продажи в розницу. Кто-то покупает цветы, чтобы на даче высадить, кто-то в квартиру», – пояснила в интервью «Капитал.kz» Наталья Никулина, заместитель директора «Садового центра». По ее словам, многие землевладельцы, получив подробную консультацию у специалистов, самостоятельно взялись за облагораживание своих приусадебных хозяйств.

Как это ни парадоксально, но большинство растений на высадку на договорных условиях или без оных поставляется от растениеводов-частников. К сожалению, похвастаться своими питомниками может единичное число фирм. В таких условиях фактически ни одна компания не может обеспечить главного – сопровождения по уходу за тем садом, который был ими создан. И уже через несколько недель растения в саду начинают погибать. Первыми погибают розы. О том, что ель необходимо было поливать, клиенты узнают чуть позже. Кустарники и лиственные деревья растут вне нашего эстетического видения. Альпийская горка уже на вторую весну превращается в хаотичную кочку, заросшую сорняками.

По данным консалтингового агентства IGM, на ландшафтном дизайне, озеленении и благоустройстве территорий в Алматы специализируются около 65 крупных, средних и мелких компаний, включая специализированные магазины типа «все для сада и огорода». Для сравнения: еще в 2005 году количество фирм-озеленителей с трудом доходило до 20 единиц. Также на рынке города работает порядка 200-240 садовников-фрилансеров.

Такое количество предприятий на создает интенсивную конкуренцию на рынке города, считает Ксения Бакарасова, старший консультант по маркетингу консалтинговой компании IGM. «Это связано с узкой специализацией отдельных торговых точек и с крайне скудным предложением растений. Компании часто не способны удовлетворить все потребности заказчика. Поэтому они вынуждены отправлять своих клиентов в конкурирующие фирмы. К тому же действительно профессиональных фирм на рынке не так много», – отмечает эксперт.

Наиболее актуальным на сегодняшний день оформлением территории, для всех трех групп, являются так называемая «буржуйская травка» и вечнозеленые ели, туи, реже сосны или кедр, поскольку не требуют особого ухода, выглядят вполне демократично и не обременяют своих хозяев необходимостью поиска обслуживающего персонала.

За последние 2-3 года расценки специализированных компаний ощутимо выросли. Если в 2005-2006 годах владелец частных угодий за отдельный проект должен был заплатить от $80 до $600, то сегодня от $100 и до $3 тыс. В компаниях это объясняют тем, что мелкие объекты дизайнерам брать невыгодно. Многие из них даже не берутся обустраивать участок с площадью меньше 5-6 соток. По словам экспертов, работа со 100 кв. метрами не менее трудозатратна, чем с гектаром земли. «И вообще, маленькие объекты должны стоить дороже», – считают они. А поскольку не всякий клиент готов к такому повороту событий, специалисты предпочитают сразу установить ценовой порог для «с натяжкой платежеспособного» заказчика. Поэтому услуги профессиональных дизайнерских компаний по-прежнему ориентированы на горожан с высоким уровнем доходов».

По данным исследования IGM, от общего количества объектов индивидуальной застройки в пределах города всего от 2 до 5% потенциальных садоводов имеют не только желание, но и возможность обратиться за помощью в оформлении территории к солидной компании. Самый распространенный вариант посадки – ель, окруженная травой. Безусловно, объем предложения выше, в него входят высадка лиственных и плодовых деревьев, формирование и оформление водоемов и альпийских горок, высадка цветов и кустарников. Ну и, конечно же, формирование самого проекта.

Уровень цен напрямую связан с дефицитом профессиональных садовников. «Садовников не было, и пока нет. И это наша основная проблема», – считает г-жа Никулина. В Казахстане нет учебных заведений по подготовке садовых специалистов. Компании готовы брать на работу выпускников аграрного университета. Но в этом вузе нет специальности «инженер лесопаркового хозяйства». «Есть курсы по ландшафтному дизайну, но как можно за 20 часов узнать все тонкости дела и тягу привить к земле? В нашем бизнесе подрабатывают в основном бывшие дачники, которых в городе очень немного. Если попадется хороший специалист,  владельцы особняков передают его из рук в руки. Ведь даже не все озеленители, много лет работающие на рынке, являются профессионалами. Но это, как правило, «однолетние» работники, и на второй-третий год они уже не выходят на рынок», – отмечает Наталья Никулина.

Нехватка кадров накладывает отпечаток и на структуру компаний-озеленителей: их основной штат укомплектован офис-менеджером, студентом-дизайнером, несколькими рабочими, ну и, конечно, руководящим составом, имеющим о ландшафтном дизайне крайне смутное представление, составленное в лучшем случае по фотографиям в специализированных журналах. 

Узнавайте больше об интересных событиях в Казахстане и за рубежом.
Подписывайтесь на нас в Яндекс Дзен

Заметили опечатку? Выделите ее мышью и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

озеленение ландшафтный дизайн озеленители садовники лесопарковое хозяйство

21.05.2009 • 22:54 677

Поделиться
На травке в кризис не экономят
  • Центр деловой информации Kapital.kz — информационное агентство, информирующее о событиях в экономике, бизнесе и финансах в Казахстане и за рубежом. При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции. Редакция Kapital.kz не всегда разделяет мнения авторов статей. При нарушении условий размещения материалов редакция делового портала имеет право на решение спорных моментов в законодательном порядке.

  • Яндекс.Метрика
    Система Orphus