Учить профессии легко, труднее – лидерским качествам
АВТОР

28.05.2009 • 21:01 1037

Учить профессии легко, труднее – лидерским качествам

Тенденции развития бизнес-образования в Казахстане в условиях кризиса

В Казахстане академическое образование имеет свою долгую традицию, что не скажешь о бизнес-образовании, которое в начале своего становления было интуитивным. Его история начинается с 2000-го года, когда казахстанский бизнес становился более системным, что и привело к развитию и открытию бизнес-школ. Опыт мировых бизнес-школ показывает, что экономический кризис в значительной степени сегодня способствует эволюции и распространению различных образовательных программ.

О том, как происходит развитие бизнес-программ в Казахстане, какие проблемы его сопровождают и перспективах его развития в интервью «Капитал.kz» рассказала Аружан Сейтказиева, вице-президент, директор Международной бизнес-школы (IBS).

– Есть ли сегодня проблемы, мешающие развитию бизнес-образования в РК? И в чем они заключаются?

– Здесь стоит обозначить шесть блоков проблем. Во-первых, необходима разработанная законодательная нормативная правовая база, которая способствовала бы развитию качественных бизнес-образовательных программ, в частности MBA-программ. Их специфика, в отличие от программ на уровне бакалавриата, заключается в том, что они должны носить не столько предметно-ориентированный, сколько проблемно-ориентированный характер.

Второй круг проблем строится на том, что бизнес-образовательные программы должны быть ориентированы на потребителя, то есть работодателя, поэтому и содержание программ должно быть направлено на те навыки и дисциплины, которые будут нужны в ходе профессиональной деятельности.

Третий блок проблем связан с профессорско-преподавательским составом MBA-программ, который должен сочетать в себе умение делать то, о чем рассказывает, обладать методами, технологиями обучения взрослых людей, разрабатывать и обсуждать кейсы, доходя до сути предмета, знать теорию предмета, который ведет.

Четвертый блок проблем – это учебно-методическое обеспечение. Сегодня на казахстанском рынке бизнес-образования превалирует огромное количество переводных западных учебников, которые, в свою очередь, не учитывают казахстанскую специфику. Встает вопрос: каким образом можно обеспечить образовательный процесс учебниками, тем методическим материалом, который будет учитывать местную специфику?

Следующий блок проблем связан с постпрограммной работой (например, привязать выпускников программ к вузу, привлекая к учебному процессу). И последнее, когда мы говорим о бизнес-образовании как о бизнесе, то от того, как будет организован процесс обучения, насколько эффективен сам менеджмент внутри бизнес-школы, настолько качественнее и будут программы. В бизнес-образовательных структурах предпочтителен проектный подход к обучению, то есть каждую программу, каждую группу слушателей нужно рассматривать как проект. Именно в этом случае повышается ответственность слушателей программ.

– Привел ли кризис к росту спроса на программы Executive-МВА?

– Сложно сказать, что кризис привел к росту спроса на данные программы. Дело в том, что сама программа EMBA как образовательная услуга не была развита в Казахстане. Этот вопрос связан с регулированием, то есть программа не прописана в нормативно-правовых документах республики, поэтому те бизнес-школы, которые ее открывают, открывают в режиме эксперимента. И когда программа была запущена, стали приходить слушатели – топ-менеждеры бизнес-сообщества, что поспособствовало росту спроса.

– Меняется ли содержание программ в бизнес-школах в связи с кризисом?

– Да, сегодня многие менеджеры ищут пути выхода из кризиса, соответственно актуализировались не столько программы, а те дисциплины внутри программ MBA, которые связаны с управлением кризиса – риск-менеджмент, антикризисное управление, оргповедение – в рамках которых слушатели получают навыки по выходу из кризиса.

– Делается ли в содержании образовательных программ акцент на нетрадиционные управленческие решения, поиск новых областей для развития бизнеса, антикризисные программы?

– Да, но речь не идет о конкретно описанных схемах, речь идет о том, что в ходе занятий возникают ситуации, и слушатели ищут новый неординарный выход. При этом они используют инструменты, которые уже были заложены в теории. Другое дело, как они их используют, в каком наборе, в какой последовательности, в каком миксе, исходя из того, где лучше использовать административный ресурс, а где мотивационный фактор.

– Каковы, по Вашему мнению, пути трудоустройства MBA-выпускников?

– Во всем мире MBA-программы, в том числе в Казахстане, ориентированы на работающих людей, поскольку MBA – это искусство управлять. Человек должен уже иметь опыт работы для того, чтобы развиваться дальше, обеспечить себе карьерный рост и т.д. При этом если он обучается в магистратуре МВА, то там режим обучения построен так, что позволяет работать параллельно с образовательным процессом.

Обучаясь на MBA-программах, слушатель получает навыки презентаций, ведения переговоров, а также профессиональные знания. И когда он приходит трудоустраиваться, даже находясь на стадии обучения, выигрывает перед кандидатом, который не проходил обучение на программах MBA. Поскольку при интервьюировании он будет показывать более высокий уровень знаний, и ему отдадут предпочтение.

На этих программах бизнес-школы не натаскивают слушателей на конкретные знания, теорию, они развивают в них личность профессионала-управленца, а полученные знания делают слушателей более конкурентоспособными на рынке труда.

Степень MBA для работодателя – это некий залог, что у кандидата на должность есть одна из высших степеней послевузовского образования. Но в сегодняшних условиях смотрят в большей степени на профессиональные навыки, а не на диплом. То есть если несколько лет назад диплом MBA или ЕМВА мог стать входным билетом в ту или иную компанию и обеспечить своего владельца высокооплачиваемой должностью, то сегодня работодатель отдает предпочтение людям, чья квалификация подтверждается успешной работой на ответственных позициях. И сказать о том, что, обладая дипломом MBA, точно устроишься на работу, никто не может.

Другое дело, что кроется за этой степенью, за этим дипломом, получил ли он эти знания, навыки конкурентоспособные или пришел с нулевым уровнем знаний? Поэтому здесь стоит вопрос о качестве обучения на MBA-программах. Каждый вуз выдает свой диплом, а котируется он или нет, это определяется спросом работодателей. Это и есть критерий качества образования вуза. В дальнейшем мы к такому придем.

– Есть ли сегодня тенденция сокращения работодателями программ сотрудничества с вузами?

– Давайте немного разделим. С одной стороны, сейчас отмечена тенденция сокращения платежеспособного спроса, которая касается не только физических, но и юридических лиц. То есть идет сокращение бюджета у государственных и частных компаний и в составе бюджета, в первую очередь, сокращаются расходы, связанные с повышением квалификации сотрудников.

С другой стороны, мы хотим наладить связь между бизнесом и вузом. И здесь встает вопрос о социальной ответственности бизнеса. Бизнес должен думать не только о своем развитии, качестве, рентабельности, но и должен нести ответственность за окружение, должен помогать обществу. Путем спонсорства, благотворительности, создания попечительских советов, корпоративных университетов.

Проблематика заключается в том, что бизнес и сами студенты не верят казахстанским вузам, по той причине, что казахстанское образование не соответствует международным требованиям и стандартам. Я с этим не согласна в том плане, что наше образование может и должно конкурировать с зарубежным. И для этого у него есть все предпосылки. Возьмем пример, наша налоговая, законодательная среда другая, отличная от зарубежной. Слушатель, обучаясь за границей, получает представление с учетом специфики законодательства той страны. Приезжая обратно, как специалиста его приходится переучивать, чтобы он вник в особенности казахстанского налогообложения, бухучета, формирования финансовых потоков. Это надо принять во внимание, и в связи с этим обучать своих специалистов, готовых работать в нашей среде, в наших условиях.

– Была ли уменьшена оплата за обучение в Международной бизнес-школе в связи с кризисом?

– Мы не пошли по пути уменьшения или увеличения, мы оплату оставили на том же уровне. За качество надо платить, и, если мы привлекаем к сотрудничеству бизнес-тренеров, профессионалов своего дела, соответственно это должно быть учтено в бюджете школы. Поскольку мы им должны создать материальную базу, предоставить администрирование на высоком уровне и т.д., а это все стоит денег. С самого начала мы не ставили целью получение больших прибылей. Сейчас мы хотим позиционироваться на рынке, в первую очередь, как школа, дающая качественное образование, поэтому наши цены можно назвать демократичными.

– Как будет развиваться бизнес-образование в ближайшие годы?

– Итогом кризиса будет кадровый голод, соответственно бизнес-образование будет развиваться, для чего сегодня необходимо «сдвинуться с мертвой точки» со стороны госорганов, приняв законодательную базу под бизнес-образование, чтобы оно было принято наряду с бакалаврским образованием. Но рано или поздно мы к этому придем.

Кроме того, рынок требует развития, и помимо нормативно-законодательной среды сегодня надо заложить основу и со стороны преподавательского корпуса, материально-технической базы, учебно-образовательных программ и т.д., для того, чтобы потом более активно выходить на рынок. По нашим оптимистичным и амбициозным прогнозам, произойдет это в ближайшие 2-3 года. За это время бизнес-образование наберет обороты, поскольку любой вуз сегодня ведет разговоры об открытии MBA-программ, предприятия реального сектора актуализируют вопрос о развитии краткосрочных программ повышения квалификации. Спрос есть, и он будет из года в год расти.

Узнавайте больше об интересных событиях в Казахстане и за рубежом.
Подписывайтесь на нас в Telegram

Заметили опечатку? Выделите ее мышью и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

обучение образование бизнес-образование MBA бизнес-школы

28.05.2009 • 21:01 1037

Поделиться
Учить профессии легко, труднее – лидерским качествам
  • Центр деловой информации Kapital.kz — информационное агентство, информирующее о событиях в экономике, бизнесе и финансах в Казахстане и за рубежом. При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции. Редакция Kapital.kz не всегда разделяет мнения авторов статей. При нарушении условий размещения материалов редакция делового портала имеет право на решение спорных моментов в законодательном порядке.

  • Яндекс.Метрика
    Система Orphus