Кризис из угрозы постепенно превратился в реальность, и сегодня мало у кого на туристическом рынке остаются сомнения в том, что он пришел всерьез и надолго. Отечественные туроператоры сходятся во мнении, что в нынешних условиях турфирмам надо научиться жить по средствам и консолидироваться в отстаивании своих интересов. О том, как сложится летний сезон-2009 «Капитал.kz» рассказал Талят Кямил, координатор алматинского офиса компании Olimpik Tour KZ.
– Как мировой финансовый кризис отразился на деятельности туроператоров?
– Финансовый кризис носит международный характер и затрагивает каждую страну, в том числе Казахстан и Турцию. Прогнозы мировых туроператоров о неблагополучном сезоне оправдались где-то на 90%. Сегодня по всему миру наблюдается спад туристического потока. К примеру, ожидаемый поток туристов в Турцию из стран СНГ на начало сезона пока так и не осуществился. Но у меня двойственное отношение к кризису, так как он несет с собой не только минусы, но и явные плюсы. Несомненным плюсом можно считать то, что кризис заставил людей остановиться, задуматься, пересмотреть что-то в своей жизни. Это в полной мере касается и нас, туроператоров. Мы по-новому взглянули на своих партнеров, на предлагаемые программы, на взаимоотношения на рынке. В более благополучные времена многие компании в стремлении увеличить долю рынка, число лояльных агентств активно наращивали объемы, не считаясь с коллегами по цеху. А сейчас же все действуют осторожно.
– Сколько времени Olimpik Tour KZ работает на казахстанском рынке?
– Мы работаем на рынке Казахстана уже 3 года, если считать с открытия головного офиса, расположенного в Актобе, в Алматы мы работаем 2 года. По потоку туристов наша компания занимает 4-ое место в республике. К примеру, на начало сезона количество туристов, отправившихся на отдых в Турцию через Olimpik Tour KZ, уже составило 700 человек, включая жителей Астаны, Актобе и Алматы. Это данные продаж на майские праздники. Они оказались гораздо выше тех пессимистических прогнозов, которые давались на рынке осенью-зимой. Понятно, что эти показатели нельзя считать гарантией будущего сезона, но они дают предварительный прогноз.
– Ощущает ли Ваша компания на себе сокращение числа туристов из Казахстана в Турцию?
– В Казахстане такая тенденция сейчас наблюдается. По сегодняшним данным, турпоток сократился уже на 20%. Это данные за май, и надо учитывать то обстоятельство, что туристический поток в Турцию активизируется в конце апреля – начале мая. Поэтому судить о том, что будет в дальнейшем, еще рано, но мы готовы к тому, что на турецкие курорты поедет меньше туристов, чем раньше. Тем не менее, мы смотрим с оптимизмом на этот год и считаем, что люди из-за кризиса не перестанут отдыхать. Может быть, откажутся те, кто путешествовал за рубеж иногда, от случая к случаю, или только собирался это сделать, а те, кто привык к такому образу жизни, вряд ли станут даже в кризис менять свои привычки. Я уверен, что казахстанцы, несмотря на кризис, падение уровня доходов, будут отдыхать на турецких морских и горнолыжных курортах. И сегодня наша стратегическая задача – по возможности удержать казахстанский турпоток на уровне прошлого года.
– Изменились ли предпочтения казахстанцев в выборе как курортных мест для своего отдыха, так и гостиниц? Произошел ли, на Ваш взгляд, поворот от дорогих отелей к более дешевым?
– Мы такого явления не замечаем. За время работы в вашей стране я понял, что казахстанский турист любит роскошь. В сравнении с российским туристом поток желаний казахстанцев меня приятно удивил. Туристы из Казахстана предпочитают отдыхать в пятизвездочных турецких гостиницах, даже, несмотря на предлагаемую цену. Самый высокий процент загрузки мы видим сейчас именно в отелях уровня 5*. И для меня, как для представителя турбизнеса, это положительный момент. Очевидно, что на самом деле проблема не в цене, а в том, чтобы предоставить клиенту услугу самого высокого качества. И это наш приоритет.
– Как Вы думаете, будут ли турецкие отели снижать цены, чтобы привлечь туристов?
– Пока этого не видно и вряд ли в ближайшее время будет видно. 90% турецких отелей, которые находятся на эгейском и анталийском побережьях, наоборот, в конце прошлого года повысили свои расценки на 20-25%. Но есть такое понятие как раннее бронирование отеля, которое начинается с конца января и продолжается вплоть до конца апреля. Турецкие гостиницы всем туроператорам предлагают специальную систему – минус 15% от стоимости путевки. Сегодня я бы посоветовал туристам не ждать до последнего в надежде на спецпредложения, а брать туры заблаговременно. Конечно, скидки будут и в этом году. Но они вряд ли будут такими необъятными и размашистыми, как в прошлом году. Снижение цен как политика наносит ущерб развитию туризма, потому что каждый турист, который покупает тур и видит, что цены низкие, начинает беспокоиться за качество такого отдыха.
– Какие основные тенденции будут наблюдаться в этом году на рынке туризма?
– Я уверен, что турецкие курорты по-прежнему останутся популярными у туристов. И не только потому, что Турция стала своего рода брендом в туристическом бизнесе, но и из-за соотношения цена-качество. Мне кажется, что вполне возможна переориентация части казахстанцев с некоторых европейских стран, тоже предлагающих пляжный отдых, на Турцию – из-за слишком высокого курса евро по отношению к тенге. Кроме того, не стоит забывать, что по-прежнему для въезда в Турцию виза туристам не нужна, в отличие от ряда европейских государств, улететь в Анталию, Бодрум или Стамбул можно буквально «в последнюю минуту».
– Каковы планы компании Olimpik Tour KZ на ближайший год?
– Мы будем развиваться, потому что Казахстан – это довольно перспективный рынок. Мы стремимся выработать конструктивную идеологию, суть которой в формировании и укреплении имиджа операторского бизнеса. Нам бы хотелось донести до широкой аудитории информацию о том, что такое качественный турпродукт, за что действительно несет ответственность оператор, на что и в каких случаях могут рассчитывать туристы.