По итогам 2008 года из-за улучшения финансовых результатов 1,4 млрд. тенге незапланированных дивидендов получено от НК АО «Казатомпром». Об этом сообщил министр финансов Болат Жамишев на совместном заседании палат парламента страны.
Эта информация чиновника вновь подняла вопрос о причинах ареста бывшего главы нацкомпании Мухтара Джакишева и смене руководства «Казатомпрома». Выплата дивидендов говорит о благополучном финансовом положении компании, что должно быть зачтено в пользу руководства любой компании. Вызывает вопросы то, что поступления дивидендов оказались незапланированными. Но слова г-на Жамишева опровергают сомнения в некомпетентности г-на Джакишева: в минувшем году план перечисления дивидендов в республиканский бюджет перевыполнили все национальные компании Казахстана и компании, в которых государству принадлежит пакет акций. Размер перевыполнения составил 170%. Получены незапланированные поступления дивидендов от компаний Kazakhmys и ENRC в размере 3,5 млрд. тенге. В 1,7 раза больше поступило дивидендов от госфонда «Самрук-Казына». Следовательно, практика занижения плановых доходов характерная черта для всех управляющих госактивами Казахстана. Видимо, это делается из соображений осторожности, что, в принципе, должно даже вызывать уважение, тем более во время кризиса.
На минувшей неделе в Москве прошла пресс-конференция представителей бывшего главы нацкомпании. Жена Мухтара Джакишева Жамиля Джакишева утверждает, что в атомной промышленности Казахстана идет передел собственности между политическими элитами, сообщило Radio Liberty. А истинная причина ареста руководителя компании как раз в успешности реформирования отрасли, что не понравилось людям, близким к руководству страны.
Эксперт по казахстанской политике, независимый журналист Алексей Тихонов считает, что в деле есть и российский след. «В данном случае совершенно очевиден интерес российского атомного комплекса. И суть этого интереса абсолютно прозрачна. В России нет урана. До того, как Джакишев стал директором, все сделки «Казатомпрома» с Россией заключались в такой очень простецкой торговле: казахстанская сторона отдавала сырье, а «Росатом» иногда ей платил, причем 25% – деньгами, 70% -– бартером. Грубо говоря, Россия просто забирала уран», – приводит слова эксперта Radio Liberty. Джакишев начал проводить реформы. Дело даже не в том, что он вывел компанию из кризиса, а он заключил сделки с компанией Toshiba и вышел на мировой рынок строительства станций. Рынок урана так устроен, что если ты строишь станцию, ты являешься поставщиком сырья, причем на весь период действия станции. И вот представьте себе, сидит «Росатом», который получал, начиная с Берии, с ГУЛАГа, большую часть урана, и вдруг некий молодой парень уводит этот самый уран на совершенно другой рынок.
Такое развитие событий показывает, что начал сбываться один из прогнозов, сделанных газетой «Капитал» (см. №21 от 4 июня 2009 года). Тогда Досым Сатпаев, директор Группы оценки рисков, предположил, что «Казатомпром» стал одним из аппетитных кусков, за которые идет борьба, и арест его руководителя является видимым процессом по новому переделу собственности, который начался в Казахстане. «Ключевой вопрос, который озвучивается, но на него никто не акцентирует внимание – это то, что НАК «Казатомпром» уже проверяли, и не раз, – поделился своими впечатлениями с «Капитал.kz» политолог. – Но ничего не могли найти. Что случилось, отчего нынешний сценарий стал возможен? Это приводит к мысли, что к такому развитию событий привела нынешняя политическая конъюнктура. Джакишев же позиционировал себя как создатель «Казамтомпром», что было неудобно для тех лиц, которые рассматривают это предприятие как актив. Соответственно нельзя сбрасывать со счетов вариант последующей продажи НАК «Казатомпром» целиком или по частям».
Развивая тему передела собственности, г-н Сатпаев предположил, что дело Джакишева может стать катализатором для очередного витка передела собственности. А целью передела будет собственность тех 25 бизнесменов, которые подписали письмо в его поддержку. «Это явный намек на их опасения, что следующей целью будут как раз они, – заключает политолог. – Джакишев и Аблязов дали возможность расчистить площадку в еще более широком масштабе».
В пользу сценария возможной продажи НАК «Казатомпром» говорит и стабильный рост цен на уран на мировом рынке. Так, по данным агентства TradeTech LLC, переданным Интерфаксом, спотовые цены на уран подскочили в июне до максимума за 7 месяцев, вслед за ростом стоимости энергоносителей по всему миру. Цена окиси урана с немедленной поставкой выросла на $3 (5,8%) – до $55 за фунт, по данным TradeTech на 19 июня. На прошлой неделе было заключено 9 спотовых сделок общим объемом 1,9 млн. фунтов. Энергетические компании в последнее время проявляют повышенный интерес к приобретению пакетов акций производителей урана, сообщает агентство Bloomberg. Так, японская Kansai Electric Power Co. объявила на прошлой неделе о желании увеличить вложения в урановые рудники, чтобы обеспечить поставки на фоне растущей конкуренции в энергетическом секторе.
Однако на спотовом рынке продается лишь незначительная доля урана, основной объем распределяется по долгосрочным двусторонним контрактам. Цены таких договоров более стабильны и в мае 2009 года, по данным канадской Cameco, находились на уровне $65 за фунт. Пиковая стоимость долгосрочных контрактов во второй половине 2007 года – начале 2008 года достигала $95.