Условия для развития МСБ станут лучше. Особенно в Шымкенте
В ближайшее время в Казахстане планируется усовершенствовать институциональную среду для развития малого и среднего бизнеса (МСБ). На этой неделе в Алматы группа российских ученых презентовала результаты комплексного исследовательского проекта «Взаимодействие государства, бизнеса и общества: позитивная реинтеграция». «Мы начинаем внедрение новых подходов, выработанных по просьбе казахстанских коллег. Мы работали, пытаясь сделать новые подходы для трансформационных экономик, но прямым адресатом является Казахстан. Все говорят, что и против кризиса, и для модернизации нужно улучшать национальную среду для МСБ», – рассказывает Александр Аузан, президент института национального проекта «Общественный договор».
По мнению эксперта, необходимо не отказываться от административных проверок, а создавать совершенно другую схему проверок. «Сейчас очень популярно в наших странах предлагать отказаться от проверок, вводить моратории, сокращать количество нормативных актов. Все это приведет к ситуации, которая была в начале 90-ых. Как только вы уберете правила на рынке, в конкуренции выиграют не лучшие, а худшие. Нужен новый принцип. У государства здесь есть важные функции – услуги. Государство оказывает важные услуги бизнесу и поддерживает определенные правила», – считает г-н Аузан.
Аналитики выработали практические меры. Их принятие позволит добиться значительного улучшения институциональной среды для предпринимательства в Казахстане. Например, переход, где это возможно, от системы лицензирования и разрешительного порядка ведения деятельности к страхованию гражданской ответственности предпринимателей. Переход на регистрацию предприятий в уведомительном порядке в нотариальных органах и ведение реестра торгово-промышленными палатами. Упрощение учета и администрирования деятельности предприятий и расширение патентной и упрощенной систем налогообложения. Введение системы оценки регулирующего воздействия государства. Поддержка деятельности кредитных кооперативов, сельских финансовых кооперативов, кредитных товариществ как альтернативы коммерческим кредитным организациям. Разработчики проекта считают, что внедрение этих мер будет способствовать ускорению экономического роста. Снижению административных барьеров и формированию новой модели взаимоотношений между государством, бизнесом и обществом.
В ближайшие дни начнется работа по первому направлению, мониторинг по выявлению качества услуг органов государственной власти и управления в сфере социально-трудовых отношений и МСБ. Цель – узнать, где происходит сбой в работе. В начале октября полный отчет будет представлен казахстанским властям, которые, в свою очередь, пообещали создать механизм быстрого принятия решений для устранения недочетов. «Начнется мониторинг исполнения услуг государства. Это не такой мониторинг, который проводят социологи или проверяющие. Он похож на проникающую радиацию. Госведомство не знает, что его мониторят. Будут осуществляться так называемые «контрольные закупки», рассылаться запросы. Государственное ведомство не знает, что среди тысяч запросов будут наши образцы. Мы будем смотреть, как это все проходит, и выявлять реальные проблемы», – говорит г-н Аузан.
Деньги под честное слово
Исследования показали, что в Казахстане всего две агломерации, где выгодно и стоит заниматься малым бизнесом. «Надо понимать, что все, что мы хотим сделать, нельзя сделать равномерно. На разных территориях есть разный набор конкурентных преимуществ. И есть места, где малому и среднему бизнесу более комфортно по объективным обстоятельствам, а есть места, где ему совсем худо. Есть объективные барьеры. Изменения в больших и редко заселенных странах проводить очень трудно. Для того чтобы не метаться и внедрить новые институциональные правила, надо очень правильно выбирать места, где они приживутся», – считает Наталья Зубаревич, директор региональных программ Независимого института социальной политики.
Удачными местами для бизнеса считаются Алматы и Шымкент. И если Алматы – уже сформировавшаяся агломерацию, то Шымкент формирующаяся, где есть родственно-хозяйственные связи, что, по мнению аналитиков, является большим преимуществам этого региона. «В малом предпринимательстве современного мира доверие институционализировано. В малом бизнесе традиционного мира существует доверие на основе родственных связей. Вы верите, потому что это ваши соседи, родственники. А в Алматы и Москве доверие на низком уровне, потому что еще очень плохие институты, и уже нет традиционных систем доверия. В этом смысле Шымкент и его территория – это хорошая возможность использовать традиционные отношения доверия, что очень важно для развития МСБ», – резюмировала г-жа Зубаревич.
Эффективными могут оказаться не политические формы гражданской организации, считает Александр Аузан. И прогнозирует развитие финансовых институтов, основанных на доверии и взаимности. «Мы делаем ставку на кредитные союзы, когда люди знают друг друга, и могут работать без залогов. Тогда не будет возникать вопрос с гарантиями. И кредитовать будет проще», – говорит г-н Аузан.