Операторы телекоммуникационного рынка делят клиентов
На рынке мобильной связи появились первые признаки ужесточения конкурентной борьбы между двумя ведущими операторами. Обе компании будут бороться за самый лакомый кусок рынка – сегмент корпоративной связи.
Первый сигнал подал «Билайн». Месяц назад российская компания объявила о запуске нового продукта – линейки тарифных планов «Билайн Бизнес». Позиция этого оператора понятна: он традиционно является вторым номером на казахстанском рынке. Тем более что корпоративный сегмент был твердо занят ТОО «GSM Казахстан» с брендом Kcell. Поэтому «Билайну» ничего не оставалось, как осваивать розничный рынок. В результате доля рынка компании «КаР-Тел» (по доходам) увеличилась с 25% в начале 2006 года до 34% в начале 2007 года.
По итогам 2008 года уровень номинального проникновения мобильной связи в Казахстане, наконец, перешагнул рубеж в 100%. Благодаря опережающему росту в 4-ом квартале доля рынка ТОО «КаР-Тел» («Билайн») по числу активных абонентов на конец 2008 года увеличилась до 47%. Но лидерство по доходам по-прежнему сохраняется за ТОО «GSM Казахстан» – по оценкам iKS-Consulting, на долю этого оператора пришлось более половины всего объема рынка. Совокупный доход операторов составил порядка $1,85-1,95 млрд. (по курсу 2008 года). Доход ТОО «GSM Казахстан» составил около $1 млрд., чистая операционная выручка ТОО «КаР-Тел» по итогам 3 кварталов 2008 года составила $546,7 млн. Показатель ARPU (средний доход оператора с одного абонента в месяц) по итогам 3-го квартала 2008 года у «Билайна» составил $12,1, что ниже чем у ТОО «GSM Казахстан». Эти два последних показателя говорят, что бизнес «GSM Казахстан» поставлен лучше, чем у «КаР-Тел». И ключевым параметром здесь является количество корпоративных клиентов, которые могут генерировать доходы в десятки раз большие, чем частные лица.
На минувшей неделе «КаР-Тел» заявил пять тарифных планов. Каждый из пяти новых тарифных планов был разработан под определенную модель потребления телекоммуникационных услуг и дает корпоративным клиентам возможность существенно оптимизировать их расходы на связь. Три из пяти новых тарифов не предусматривают абонентской платы. Каждый из планов нацелен на определенный сегмент. Исходя из этого, снижены тарифы на разговоры по определенным направлениям. Таким образом, маркетинговая политика «КаР-Тел» становится более сегментированной, а значит, агрессивной, что не может оставаться вне поля зрения конкурентов.
17 июня Beeline снизил в 2,5 раза цену комплекта «Мобильный офис» для выхода в интернет со стационарного компьютера или ноутбука посредством технологий передачи данных GPRS/EDGE/HSDPA. Формально акция была объяснена поддержкой оператора усилий АИС по снижению цифрового неравенства в Казахстане. Хотя, положа руку на сердце, трудно найти человека, не имеющего возможности подключиться к проводному интернету, поэтому вынужденному покупать не очень дешевый USB-девайс и платить за его использование по достаточно дорогому тарифу. Такие устройства изначально были ориентированы на бизнес-сегмент.
ТОО «GSM Казахстан» на минувшей неделе запустило акцию «Деловое решение» для всех абонентов Kcell, которая предусматривает автоматическое подключение к услуге «Международные звонки». Деловая активность, а значит, и увеличение использования мобильной связи должны начаться осенью. Тогда же следует ожидать и роста маркетинговой активности операторов.
Кроме этого, осенью 2009 года должно быть начато развертывание 3G-сетей, первыми их клиентами станут корпоративные абоненты. Появление нового продукта должно подхлестнуть демпинговые настроения для привычной GSM-связи, что, непременно, скажется на снижении тарифов.